—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

“ворческий путь „ехова повести и рассказы („ехов ј. ѕ.)

|| ƒалее

Ћитературна€ де€тельность јнтона ѕавловича „ехова продолжалась 25 лет - с 1880 года до середины 1904 года. ¬ истории –оссии эти дес€тилети€ не были отмечены ни войнами, ни революционными взрывами. «а чеховской эпохой закрепилась репутаци€ мирного, бессобытийного времени.

Ќо в начале этой эпохи произошло убийство јлександра II народовольцами, за которым последовали годы жестокого правительственного террора Ц аресты, ссылки, преследовани€, запреты, душившие живую мысль.

Ёто придавало Ђмирному времениї весьма своеобразный, мрачный, характер. ј конец жизненного и творческого пути „ехова ознаменовалс€ необычайным оживлением общественной жизни Ц рабочими стачками, студенческими демонстраци€ми, активизацией демократической печати Ц всем тем, что на фоне начавшейс€ русско- €понской войны привело в конце концов к бурным событи€м 1905 года.

¬нешне спокойна€ жизнь –оссии конца XIX Ц начала XX века была полна подспудной тревоги, с одной стороны, и тайных надежд, с другой. ¬. ». Ћенин дал точное политическое определение этому времени: Ђэпоха подготовки первой русской революцииї.

ћногообразные настроени€ того времени блест€ще отразились в творчестве „ехова, но не менее важно и то, что своими художественными произведени€ми он сам вли€л на настроени€ своих современников.

„ехов-писатель вступил в эту эпоху студентом первого курса медицинского факультета ћосковского университета. “олько что приехавший из “аганрога, где он провел детство, в ћоскву, ставшую дл€ него навсегда любимым городом, энергичный и жизнерадостный, „ехов начал активно сотрудничать в юмористических журналах. –ассказы и сценки, подписанные веселым псевдонимом Ђјнтоша „ехонтеї, пользовались особенно большой попул€рностью среди читателей московских и петербургских еженедельников (ЂЅудильникї, Ђќсколкиї, Ђ«рительї, Ђ—трекозаї и т. д.). «абавл€€сь курьезными положени€ми, в которые попадали герои молодого автора, не все читатели, однако, понимали, над кем и чем смеетс€ „ехов.

„ехов-юморист бил точно в цель: он метил в подхалимство и ложь, в чинопочитание и невежество. ¬ыставл€л напоказ мелкое подличанье и рабскую психологию современного ему мещанина. Ќо главным врагом молодого „ехова была пошлость.

— годами отношение писател€ к тем же порокам эпохи стало иным, более сдержанным внешне, как будто более объективным, но в сущности оно стало и строже и серьезнее.

¬ рассказах јнтона „ехова (с юмористическими псевдонимами было уже покончено) уже чаще по€вл€ютс€ грустные интонации. ’удожник смотрит теперь на жизнь и пристальнее и шире.

” раннего „ехова пошлость как выражение социальной психологии была характерна дл€ косного, невежественного обывател€ Ц главного геро€ его юмористических и сатирических рассказов.   концу 1880-х годов она подн€лась из этих низких в интеллектуальном и нравственном отношении сфер в более высокие. Ќачина€ с этого времени в центре внимани€ критического взгл€да „ехова-художника нередко оказываетс€ человек образованный, считающий себ€ независимой, иногда даже оппозиционно настроенной личностью, Цинтеллигент.

Ѕор€сь с пошлостью всю свою жизнь, „ехов сначала ее осмеивал, а затем, по словам √орького, изображал ее Ђбесстрастным острым пером, уме€ найти плесень пошлости даже там, где с первого взгл€да, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже Ц с блеском...ї. “акую Ђплесеньї легко разгл€деть и в бережливости разумной и положительной ћанюси (из рассказа Ђ”читель словесностиї), со вкусом уст-раивающей уютное домашнее гнездо, и в кокетливых жестах помещицы, занимающейс€ филантропией и очень довольной своей особой (героин€ рассказа Ђ н€гин€ї), и в добропор€дочных и назидательных рассуждени€х чиновника средней руки (ћодест јлексеевич из рассказа Ђјнна на шееї).

¬ то же врем€ „ехов чаще вводит в число своих героев людей иного плана Ц требовательных к себе, страдающих собственным несовершенством, ищущих оправдани€ своей жизни. — конца 1880-х годов такие люди станов€тс€ главными геро€ми чеховских рассказов и повестей.

„етырнадцать произведений, предлагаемых вниманию читател€, написаны в 1888Ц1895 годах. Ёти годы составл€ют менее трети писательского пути „ехова. ѕо объему же рассказы и повести, вошедшие в книгу, Ц и вовсе небольша€ часть его много-образного творчества (только за эти годы „ехов написал около 80 произведений Ц рассказов, повестей, фельетонов, пьес, а также документальную книгу Ђќстров —ахалинї). Ќо, как мы увидим, и по этой небольшой части можно судить о том, что волновало „ехова как художника и гражданина, можно судить об основных лини€х чеховского искусства.

¬ числе произведений, помещенных в насто€щей книге, кроме повестей Ђ—тепьї, Ђ—кучна€ истори€ї, Ђѕалата є 6ї, - такие прекрасные создани€ чеховской прозы, исполненные глубокого лирико-философского содержани€, как Ђ—крипка –отшильдаї, Ђ—тудентї. „ехов написал также целый р€д рассказов, построенных на столкновении €рких типических характеров Ц ЂЌепри€тностьї, Ђ н€гин€ї, Ђѕопрыгунь€ї, Ђ¬олод€ большой и ¬олод€ маленькийї, Ђ—упругаї, Ђјнна на шееї Ц и р€дом с ними Ц единственный в своем роде памфлет о кокетстве бездельничающего интеллигента, выр€дившегос€ в российского √амлета (Ђ¬ ћосквеї).

—ередина творческого пути... ¬рем€ де€тельного сотрудничества в юмористических издани€х давно позади. „ехов уже широко известен Ц как автор нескольких книг, в которых были собраны лучшие его рассказы, печатавшиес€ на страницах еженедельников и газет. ѕри всей разноголосице в критике, встретившей сборники Ђѕестрые рассказыї, Ђ¬ сумеркахї, Ђ–ассказыї, Ђ’мурые людиї не только похвалами, но и спорами и даже предостережени€ми молодому прозаику (который, по мнению, например, Ќ.  . ћихайловского и ј. ћ. —кабичевского, слишком много внимани€ удел€л мелочам жизни, не достойным внимани€ беллетриста, что будто бы угрожало его таланту), Ц за „еховым признавалось единодушно одно несомненное достоинство: дар новеллиста. —реди своих сверстников, писавших в жанре короткого рассказа, „ехов выдел€лс€ и этим даром, и серьезностью содержани€ рассказов. »з крупных литераторов –оссии „ехова-новеллиста оценили и Ќ. —. Ћесков, знавший его еще в годы сотрудничества в Ђќсколкахї, и ƒ. ¬. √ригорович, и я. ѕ. ѕолонский и другие.   1888 году относитс€ первое знакомство Ћьва “олстого с рассказами „ехова, после чего он стал пристально следить за развитием молодого художника.

— по€влением в мартовской книжке петербургского журнала Ђ—еверный вестникї повести Ђ—тепьї им€ „ехова дл€ читающей –оссии прозвучало совсем по-новому, более весомо.

ќбраща€сь к жанру большой повести, „ехов сознавал ответственность этого шага. ќн понимал, что вс€кое новое слово в искусстве сопр€жено с обновлением его содержа-ни€, с введением оригинальных тем, не замеченных прежде или забытых. «адумав написать повесть, событи€ которой происход€т исключительно в степи (цела€ Ђстепна€ энциклопеди€ї), „ехов помнил о своем предшественнике Ц √оголе: Ђ¬ нашей литературе он степной царьї, Ц писал „ехов, чувству€, как сложно будет ему после автора Ђћертвых душї поразить читател€. Ќо с полным основанием верил он в то, что его изображение степи раскроет глаза другим молодым писател€м и Ђпокажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаютс€ еще нетронутыми и как еще не тесно русскому художникуї. Ќад художественной отделкой этой повести „ехов работал так тщательно, что позволил себе редкое дл€ себ€ признание: Ђ”далась она или нет, не знаю, но во вс€ком случае она мой шедевр, лучше сделать не умею...ї (письмо ј. —. Ћазареву-√рузинскому от 4 феврал€ 1888 г.), —лово шедевр „ехов употребил здесь не впада€ в самовосхваление, име€ в виду не результат своего кропотливого труда, а лишь его процесс. Ќо все-таки употребил!

Ќадежды „ехова не пропали даром. ѕодлинные ценители искусства, все крупные писатели того времени Ц Ћев “олстой и  ороленко, —алтыков-ўедрин и „ернышевский, ѕолонский и ѕлещеев высказались о Ђ—тешиї с одобрением. ¬печатлительный √аршин, прочитав повесть, пошел немедл€ к другу и взволнованным голосом сообщил ему Ђзамечательную новостьї: Ђ¬ –оссии по€вилс€ новый первоклассный писатель!ї

— повестью Ђ—тепьї Ђ„ехов-художник вступал в новую полосу творчества, талант его возмужал и окреп, повествовательное искусство достигло совершенства.

≈сли прежде в своих коротких рассказах „ехов удерживал читательское внимание быстрым развитием событий, живым диалогом, анекдотической концовкой, то теперь в Ђ—тепиї и вслед за ней в других повест€х и рассказах) ему удавалось заинтересовать читател€ спокойным, неторопливым повествованием, не обраща€сь к острым сюжетам и неожиданным финалам.

Ёто было возможно потому, что на первый план в больших рассказах и повест€х вышли проблемы более общего философского содержани€: судьба родины, жизнь человека и его нравственные искани€. Ќедаром именно в эти годы „ехов серьезно зан€лс€ писанием романа, оставшегос€ незавершенным. ѕринципы повествовани€, к которым он пришел в процессе работы над романом, были осуществлены в больших повест€х, которые после Ђ—тепиї „ехов стал писать почти ежегодно Ђ—кучна€ истори€ї (1889), Ђƒуэльї (1891), Ђѕалата є 6ї (1892), Ђ–ассказ неизвестного человекаї (1893), Ђ„ерный монахї (1894), Ђ“ри годаї (1895), Ђћо€ жизньї (1896).

ѕравда, в официальных рецензи€х на повести „ехова неоднократно высказывалось мнение, что обращение его к крупной повествовательной форме в целом ему не удалось, что прекрасные описани€ природы в Ђ—тепиї не имеют будто бы единого смыслового стержн€.

¬стреча€ произведени€ „ехова этих лет с неизменно возрастающим интересом (дискуссии о новом рассказе или повести „ехова на страницах журналов или газет были обычным €влением), критика продолжала видеть в нем мастера короткого рассказа и, не всегда понима€ новое качество чеховской прозы, обвин€ла ее в Ђбессобытийностиї, в медленном и т€гучем развитии действи€, в неубедительности финальных разрешений событий.

»сточники:













«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение