|
Бунин писал: «Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив». Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя? Аргументы А. Платонов «Юшка», В. Распутин «Уроки французского» (Итоговое сочинение (декабрьское))Счастье — одно из самых удивительных состояний человека, когда он начинает ощущать гармонию с окружающим миром. Стремление к счастью, к тому, чтобы ощущать себя счастливым — естественное состояние человека. Художественная литература представляет читателю как образы счастливых людей, так и тех, кто к этому состоянию стремится. Иван Алексеевич Бунин — классик русской литературы — представил формулу, которая заставляет читателя размышлять над ней, сопоставлять свой жизненный и читательский опыт и либо соглашаться с писателем, либо возражать ему. Счастье и его ожидание — можно ли их объединить в одно целое? Человек — уже счастливый и человек, способный ждать счастья — одно и то же или это разные понятия и разное состояние? Думается, что с формулой Ивана Бунина нужно согласиться. Действительно, человека, живущего ожиданием счастья или для себя, или для кого-то другого, есть основание считать счастливым. Многие произведения литературы на своих страницах судьбами своих героев это подтверждают. Андрей Платонов в своем небольшом рассказе, который даже читается в школе, знакомит читателя с таким героем. Юшка — так зовут его в деревне. Определить сразу его состояние вроде бы не представляет никакого труда. Одинокий, место обитания — кузница, труд — тяжёлый, уважения и признания со стороны односельчан — никаких. Всё со знаком минус. Даже дети не признают в нем человека. Однако Платонов постепенно от изображения внешнего облика героя переходит к описанию его внутреннего мира. Злобное отношение со стороны детей он принимает за выражение любви, пусть даже в такой дикой форме. Терпение — отличительная черта Ефима Дмитриевича, так звучит его полное имя. Терпеливо выносит грубое отношение деревенских, терпеливо ожидает лета и своего, так называемого отпуска. И в этом - мастерство Платонова как писателя, появляется некая интрига. Летом Юшка исчезает, забрав с собой заработанные деньги. Куда и зачем? Окружающим не очень всё это интересно, они заняты своей, тоже непростой жизнью. И все это продолжается до определенного момента, когда Юшка умирает, а в деревню приезжает девушка, которая ищет Ефима Дмитриевича. Все удивлены и даже озадачены. Автор раскрывает небольшую тайну Юшки: он содержал на свои заработанные деньги воспитанницу, которая учится на врача. Приехавшая девушка и есть его воспианица. Вот, вроде, и вся история Ефима Дмитриевича. Но читатель задается вопросом. Зачем Юшка помогал девушке, которая позднее будет лечить от туберкулеза, бича конца 19 - начала 20 века? Что это давало ему? Ответ Платонова однозначен: Юшка — образ счастливого человека. Ожидание счастья, которое для него олицетворяет его воспитанница, делает и его счастливым человеком. Он жил ожиданием того времени, когда она, получив, образование, придет на помощь больным и обездоленным. Именно состояние счастливого человека, писатель это убедительно показывает, дает ему силы, чтобы преодолеть все невзгоды, пройти все испытания. И ещё вера, он верил, может быть в какой-то степени наивно, в лучшее в человеке. С другой героиней, которая счастлива ожиданием счастья, читатель встречается в небольшом рассказе Валентина Распутина «Уроки французского». Всем хорошо известная и любимая не одним поколением читателей Лидия Михайловна, которая со своим французским языком оказалась в небольшом сибирском селе. Искренняя и дружелюбная по отношению к детям и взрослым, она широко открытыми глазами смотрит на мир и готова прийти на помощь, если она потребуется. И случай представился. Распутин рассказывает историю паренька, который попадает в село, как говорится, за знаниями. В эти годы всем живется непросто, автор правдиво это показывает. Но еще труднее нашему герою, который на квартире у знакомых организовывает свою нехитрую жизнь. Денег нет физических, а продукты, которые присылает мать, быстро исчезают. Игра на деньги быстро заканчивается. И в этот момент, автор убедительно это показывает, неожиданно ему на помощь приходит Лидия Михайловна. Она и есть тот человек, который живет ожидаем счастья. И оно приходит в лице паренька, которому французский дается с трудом. Знакомство на дополнительных занятиях, Лидия Михайловна погружается в жизнь паренька, узнает её подробности. И делает попытку прийти на помощь. Распутин, анализируя характер учительницы, убеждает читателя в том, что по-другому она поступить просто не могла. Красивая, молодая, обеспеченная, она живет ожиданием чего-то большого, что обязательно должно произойти. И вот он, паренёк, которому требуется её помощь. Не сразу мальчик идет на контакт, не сразу он принимает ее помощь. Но именно этот процесс, эта работа ума и сердца делают Лидию Михайловну счастливым человеком. Она верит, что её усилия будут не напрасными, семена, которые она посеяла в его душе, обязательно дадут всходы. И из паренька обязательно вырастет настоящий человек. Человек счастливый и человек, ждущий счастья. Очень непросто провести грань, когда заканчивается одно и начинается другое. Но несомненно одно: оба состояния характерны человеку, оба способствуют изменению отношения к жизни. Это крылья, которые приподнимают его над нами и устремляют вверх. Замечательные произведения мировой литературы представляют образы таких героев. Обновлено: Опубликовал(а): Александр Попов Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
