|
Жизненный путь кого литературных героев может быть иллюстрацией к мысли Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас»? Аргумент Л. Н. Толстой «Война и мир» (Итоговое сочинение (декабрьское))В одном из своих последних стихотворений А. С. Пушкин писал о том, что он сам, подверженный общему закону, изменился. Что имеет в виду поэт? О каких изменениях идет речь? Об изменениях внешних? Так это естественный процесс. С годами меняется физическое состояние человека. Другой внешний облик, происходят другим становится и его внутреннее состояние. Тогда, может быть, речь идет об изменениях в целеполагании человека, в изменении его взглядов на смысл жизни, на цели и задачи, который человек ставит перед собой? Думается, что многие авторы русской классической литературы, да и не только, в своих произведениях глубоко исследуют эту интереснейшую проблему. Какие изменения происходят с человеком? И не столько изменения внешние, что, как правило, не вызывает сомнений, сколько изменения в его отношении к жизни, к цели, которую человек ставит перед собой, и способам ее достижения. Интересный материал для иллюстрации данной проблемы читатель обнаруживает в романе — эпопее Льва Толстого «Война и мир». Три любимых героя автора — Андрей Болконский, Пьер Безухов и Наташа Ростова — проживают свои жизни, размышляя и стремясь к тому, чтобы стать вполне хорошими. Разными путями идут герои к пониманию этого вопроса, их путь нельзя назвать прямым. Нет, он представляет собой череду падений и подъемов, обретений и потерь. Но каждый из них стремится к достижению поставленной цели. Одним из любимых героев читателя, несомненно, является князь Андрей Болконский. Толстой изображает его жизненный путь, как путь от начальной точки, когда он страстно мечтает о своем Тулоне и когда Наполеон становится его идеалом, и до его последнего смертного часа. Небо Аустерлица, высокое и безбрежное, отрезвляюще действует на князя Андрея. Он понимает тщетность своих мечтаний, даже их мелочность. Одновременно с этим приходит мысль, что жизнь его закончена. Но новый поворот сюжета, встреча со старым дубом, подслушанный разговор Наташи и Сони возвращают его к жизни. Он увлечен идеями Сперанского, он снова полон жизненной энергии. Теперь его цель заключается в том, чтобы жить, принося пользу людям. Очень важный этап его жизни — Отечественная война и Бородинское сражение. Мы видим князя Андрея здесь, но не в гуще сражения, а командиром запасного полка. Важно отношение солдат к своему командиру: они его уважают и любят. И это хороший знак, свидетельствующий об одном: здесь князь живет по правилу «стать вполне хорошим». Хорошим не для себя, а для людей. Естественно возникает вопрос, изменился ли князь Андрей в течении этого короткого временного отрезка? Да, конечно, изменился. Изменились цели, которые он ставит перед собой: от жить для себя, чтобы тебя узнали все, до жить для других, жить для всех. Трудный, непростой путь духовного развития пришлось пройти другому герою романа - Пьеру Безухову. Особый интерес для читателя представляют его внутренние монологи о цели и смысле жизни. Автор показывает нам своего героя в начале романа как обыкновенного светского молодого человека, который совсем не задумывается о том, как и зачем он живет. Жизнь он проживает, тратя отцовские деньги, принимая активное участие в кутежах и удовольствиях. Однако мы понимаем, что долго это не может продолжаться: природный ум и знакомство с князем Андреем, которое вскоре перерастает в глубокую дружбу, встречи с интересными людьми, неизбежные при этом ошибки - всё даёт основание Пьеру задуматься о смысле его жизни. Изменения в мыслях и соответственно в поведении героя неизбежны. Толстой считает, что ключевым моментом понимания смысла жизни происходит с героем на Бородинском поле. Пьер не получает ни одного ранения, его светлый костюм легко может стать мишенью. Но пули минуют нашего героя. Пьер получает огромный жизненный опыт, он видит простых солдат, он видит и понимает, чем они заняты и для чего все это делается. Осознание своей сопричастности ко всему этому — огромный шаг в мировоззрении Безухова. Эпилог романа — подведение определенных, не всегда четко очерченных итогов его изменений в нем, в его отношении к жизни. Рядом с ним мы видим Наташу, его жену и друга. Она понимает, чем сейчас занят Пьер. И мы приходим к выводу, путь Пьера по пути, как стать вполне хорошим, продолжается. Изменения произошли, но это только продолжение той огромной внутренней работы, который проделал Пьер в своём сознании. На пути, как стать вполне хорошей, и другая героиня романа Наташа Ростова. Путь от несколько легкомысленной девчонки, любимицы семьи, которой многое позволено, до матери, на руках которой муж и дети. Не все читатели принимают этот путь, не все согласны с тем образом Натальи, который мы видим в эпилоге романа. Но изменения произошли и в ее характере. Теперь она — мать, она несёт ответственность за своих детей. И не только. Она единомышленница со своим мужем, она понимает и разделяет его взгляды на общественное устройство. Толстой убедителен в создании образа Наташи, в её характере его понимание роли и места женщины в семье и в обществе. С чем-то мы можем поспорить, но в основном и в целом читатели с такой трактовкой согласны. Лев Толстой на примере своих любимых героев убедительно показывает читателю, как происходят изменения в характерах своих героев, в их жизненных целях. И это еще раз позволяет убедиться в правильности пушкинских слов о покорности общему закону в наших изменениях как внешних, так и внутренних. Ценность толстовских примеров в том, что изменения происходят на пути как стать вполне хорошими. Обновлено: Опубликовал(а): Александр Попов Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
