|
Прав ли Пушкин в своём высказывании: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»? Аргументы А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))Время постоянно движется вперёд, и вместе с ним изменяется и человек. Это непреложная истина, которую выразил в своём стихотворении А. С. Пушкин, и с этой глубокой философской мыслью невозможно не согласиться. Жизненный путь — это постоянное стремление к истине, желание понять смысл своего существования. Нравственные искания могут привести как к ошибкам и духовному кризису, так и к нравственным открытиям и озарениям. Л. Н. Толстой считал, что человек текуч, он изменяется и никогда не бывает одним и тем же, приобретая с годами жизненный опыт и жизненную мудрость. Как невозможно дважды войти в одну и ту же воду в реке, которая неустанно движется к океану, постоянно обновляется, преодолевая преграды на своём пути, так и невозможно человеку пребывать в статичном состоянии, он тоже движется вперёд, преодолевая жизненные невзгоды и трудности и постоянно меняется. Многие писатели, изображая своих героев, показывают, как с течением времени в них происходит духовная эволюция. Часто главный герой проходит сложный жизненный путь через разочарования и нравственные ошибки. Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в первой главе перед нами представлен петербургский аристократ, светская жизнь которого, заполняя всё его личное время, проходит однообразно: позднее пробуждение, записочки с приглашениями на различные светские мероприятия, модные рестораны с дорогой и изысканной едой из-за границы, театр, балы — всё это вскоре надоедает Онегину. Пытаясь преодолеть духовный кризис, разочарованный герой байронического толка садится за чтение книг, но не находит в них ответа на волновавшие его вопросы. Оказавшись единственным наследником деревенского дяди, «милый малый» без сожаления покидает надоевший ему Петербург, но смена обстановки не помогает обрести смысл своего существования. Только «два дня ему казались новы», поля, рощи и ручейки не вдохновили деревенского обитателя, на третий день за ним уже гналась хандра, «как верная жена». Даже искренне письмо Татьяны с признанием в любви лишь на мгновение оживило его душу воспоминаниями о юности, но не зажгло в хладной и пустой душе любовь. Его исповедь бедной влюблённой девушке превращается в проповедь, от которой у героини «стынет кровь». Как заведённый механизм, привыкший жить по светским законам, Онегин затевает на именинах Татьяны коварную игру, желая «Ленского взбесить» и отомстить ему за настойчивое приглашение к Лариным. Демонстративное ухаживание за невестой пылкого поэта приводит к дуэли. Петербургский аристократ принял вызов на поединок, хотя в душе наедине со своей совестью чувствовал, что был не прав. Но он испугался общественного мнения, осуждения сельских помещиков, которых он презирал. Малодушие Онегина стоило Ленскому жизни: юный романтик «убит во цвете лет». С этого момента скучающий герой уже не может оставаться прежним. Кровавая тень друга является ему в ночи и будоражит его воображение, терзает сердце чувством вины. Он отправляется в долгое и далёкое путешествие. Спустя три года Онегин вновь оказывается в Петербурге, но он изменился, это не прежний скучающий и разочарованный человек. Любовь к замужней Татьяне, ставшей важной светской даме, пробуждает его душу от духовного сна. Ответ героини поражает его, как гром среди ясного неба. Идеальная героиня Пушкина даёт Онегину важный нравственный урок: чистая совесть и нравственный долг превыше всего, выше личного счастья. Таким образом, многие события, произошедшие в жизни Онегина, изменили его, он уже не мог оставаться прежним «беззаботным гулякой». Но вопрос, смог ли герой начать новую жизнь и обрести смысл своего существования, остаётся открытым, потому что всё в жизни не только течёт и изменяется, но и происходит неожиданно и непредсказуемо. Приведу пример из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой проходит сложный путь от преступления к покаянию и духовному воскресению. Бывший студент Родион Раскольников придумывает теорию о разделении людей на две категории. Сильные мира сего, подобные Наполеону, ради будущего процветания человечества имеют право разрешить своей совести преступить закон. Остальные люди — всего лишь материал для зарождения себе подобных. Молодой человек решает проверить, кто он: «тварь ли дрожащая» или «право имеет». Для этого Раскольников убивает старуху-процентщицу. А сводная сестра ростовщицы Лизавета становится безвинной и случайной жертвой преступника. Вначале убийца не раскаивается в содеянном, его лишь мучит мысль о том, что он оказался обыкновенным человеком, который не имел права брать топор и «кровавить» его. Но встреча с Соней Мармеладовой становится важнейшим этапом на его жизненном пути. Он признаётся в преступлении и отправляется на каторгу. Только там, после пророческого сна, убийца по-настоящему раскаивается в своём преступлении и отрекается от своей бесчеловечной теории, осознав её ложность. Он решает, что правда Сони о христианской любви должна стать и его правдой. Таким образом, герой Достоевского с течением времени изменяется, встаёт на истинный путь и духовно воскресает для новой жизни. В заключение хочу подчеркнуть, что жизненный опыт таких литературных героев, как Евгений Онегин и Родион Раскольников, может стать яркой иллюстрацией к высказыванию Пушкина. Эти персонажи проходят путь ошибок и заблуждений, осознают неверность избранной дороги и стремятся начать новую жизнь. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
