Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», В. Гюго «Отверженные» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Слова великого немецкого философа Иммануила Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда — только как к средству» — являются одним из важнейших этических постулатов в истории мысли. Этот принцип, известный как второй вариант категорического императива, лежит в основе гуманизма и является критерием моральности любого поступка.

Я понимаю слова Канта следующим образом: каждая личность обладает абсолютной, безусловной ценностью и достоинством. Использовать человека «только как средство» — значит игнорировать его волю, его уникальность и его право на самоопределение, низводя его до уровня инструмента для достижения чужих целей.

Моральный долг каждого из нас — признавать и уважать эту внутреннюю ценность как в себе, так и в других. Нарушение этого принципа ведет к эксплуатации, тирании и, в конечном счете, к разрушению человеческого общества.

Литература изобилует примерами, как трагическими, так и вдохновляющими, которые подтверждают справедливость и важность этого кантовского завета.

Самый яркий и разрушительный пример нарушения кантовского принципа — это попытка использовать человека как средство для реализации некоей абстрактной идеи или теории.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, совершает убийство старухи-процентщицы, руководствуясь своей теорией о «сверхчеловеке». Он рассматривает старуху не как живую личность, а как «вошь», как бесполезное «средство», которое можно устранить ради «высшей цели» — спасения сотен жизней и доказательства собственной исключительности.

Раскольников убеждает себя, что убийство одного ничтожного человека оправдано, если оно служит благу. Однако Достоевский показывает, что как только человек нарушает принцип безусловной ценности другой жизни, он разрушает и себя. Раскольников, использовав старуху как средство, немедленно теряет связь с человечеством. Его наказание — не страх перед законом, а невыносимое чувство отчуждения и вины. Он обнаруживает, что, низведя другого до уровня средства, он сам перестал быть целью и превратился в преступника, потерявшего свое достоинство. Только через покаяние и признание ценности каждой жизни (чему учит его

С другой стороны, литература показывает, как признание в другом человеке цели, а не средства, ведет к нравственному преображению и созиданию.

В романе Виктора Гюго «Отверженные» ключевым моментом становится встреча бывшего каторжника Жана Вальжана с епископом Мириэлем. Вальжан, озлобленный и ожесточенный годами каторги, крадет у епископа серебро.

Епископ Мириэль не использует Вальжана как средство для демонстрации своего милосердия или для достижения религиозной цели. Он относится к нему как к цели — как к человеку, чье достоинство необходимо восстановить, чью душу нужно спасти. Этот акт безусловного признания ценности Вальжана, несмотря на его преступное прошлое, становится поворотным моментом. Вальжан преображается, посвятив остаток жизни служению другим, став мэром, промышленником и отцом для Козетты. Его жизнь становится доказательством того, что уважение к человеческому достоинству является единственным путём к истинному нравственному росту.

Слова Канта о том, что человек должен быть целью и никогда средством, являются не просто философской абстракцией, а практическим руководством к моральной жизни. Достоевский показывает, что использование человека как средства ведет к саморазрушению и моральному падению. Гюго, напротив, демонстрирует, что признание в другом человеке цели, его безусловной ценности, является источником гуманизма и преображающей силы. Истинное человеческое общество может быть построено только на фундаменте взаимного уважения, где каждый винт в механизме признает абсолютную ценность другого винта.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.