|
Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести? Аргументы А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))Честь и совесть — два краеугольных камня человеческой морали, которые, несмотря на кажущиеся различия, неразрывно связаны, образуя фундамент подлинной порядочности и достоинства. Честь часто воспринимается как внешнее проявление моральных качеств: это репутация, уважение, следование определенному кодексу поведения, будь то офицерская честь, дворянская честь или просто личная честь, проявляющаяся в выполнении обещаний и сохранении собственного достоинства в глазах общества. Совесть же — это внутренний голос, моральный компас, который судит наши поступки и мысли, вызывая чувство вины или удовлетворения, независимо от мнения окружающих. Истинная связь между ними заключается в том, что подлинная честь невозможна без чистой совести, а совесть, будучи внутренним судьей, часто диктует поступки, сохраняющие честь человека в глазах как общества, так и самого себя. Во-первых, совесть является внутренним источником и гарантией истинной чести. Когда человек поступает по совести, он не только сохраняет свое внутреннее равновесие и самоуважение, но и заслуживает уважение окружающих, поскольку его действия продиктованы не страхом наказания или желанием угодить, а глубоким моральным убеждением. Честь, не подкрепленная совестью, может быть лишь маской, показным благородством, которое рушится при первом же серьезном испытании. Ярким примером такого неразрывного единства чести и совести является Пётр Гринёв, главный герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В условиях пугачевского бунта, когда многие офицеры и дворяне, спасая свою жизнь, присягали самозванцу, Гринев остается верен присяге императрице. Его отказ целовать руку Пугачеву, несмотря на прямую угрозу смертной казни, — это не просто следование офицерскому кодексу чести. Это глубоко осознанный выбор, продиктованный его совестью, которая не позволяет ему совершить предательство. Он знает, что такой поступок будет означать не только потерю чести в глазах других, но и, что гораздо важнее, потерю самоуважения, внутренний разлад. Его совесть диктует ему, что есть вещи более ценные, чем собственная жизнь, — это верность долгу и принципам. Именно эта внутренняя чистота и непоколебимость вызывают уважение даже у самого Пугачева, который, будучи разбойником, способен оценить истинную честь, исходящую из глубокой совести. Во-вторых, нарушение совести неизбежно приводит к разрушению чести, даже если внешне человек пытается сохранить лицо. Внутренний конфликт, вызванный поступком, противоречащим моральным принципам, подтачивает личность, лишает ее покоя и достоинства. Человек, идущий против своей совести, теряет самоуважение, и эта потеря гораздо страшнее любой общественной порицания. Прекрасной иллюстрацией этого тезиса служит трагическая судьба Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников, совершив убийство старухи-процентщицы, пытается оправдать свой поступок "теорией" о праве "необыкновенных" людей на преступление ради великих целей. Он рассчитывает, что сможет переступить через "обыкновенную" мораль, сохранить свою "честь" как избранного, сильного человека, не поддающегося угрызениям совести. Однако его совесть не замолкает ни на минуту. Сразу после преступления начинается его мучительная внутренняя борьба. Чувство вины, страх разоблачения, отвращение к самому себе — всё это разрушает его изнутри. Он теряет покой, заболевает, отталкивает близких людей. Его "честь" как "сверхчеловека" оказывается иллюзорной, потому что она не имеет под собой фундамента совести. Внешне он еще не разоблачен, но внутренне он уже сломлен и унижен. Только через покаяние и страдание, через признание своей вины, которое является актом восстановления совести, он начинает путь к истинному возрождению и обретению новой, подлинной чести. Таким образом, честь и совесть – это две стороны одной медали, где совесть выступает внутренним мерилом, а честь — её внешним проявлением. Истинная честь не может быть навязана извне; она рождается из глубокого внутреннего убеждения и непоколебимого следования моральным принципам. Только живя в согласии со своей совестью, человек способен сохранить свою честь в любых обстоятельствах, оставаясь достойным в собственных глазах и в глазах тех, кто ценит подлинное благородство. Обновлено: Опубликовал(а): GRETA2222 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
