Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нравственный выбор в русской литературе (ЕГЭ по литературе)

В 60-80-е годы 20 века в литературе наступила особая пора – «оттепель». После стольких лет тоталитарного режима появилась возможность писать о многом, что ранее было запрещено. Такие писатели, как В.Г.Распутин, В.М.Шукшин, В.П.Астафьев ( писатели- «деревенщики») стали поднимать проблему нравственного выбора человека, то есть принятия решения в соответствии с голосом совести. Писатели первыми поняли, что люди стали изворачиваться из души, искать от нее свободы, стали рассказывать, что бывает с таким человеком, какую участь он себе готовит.

В произведениях названных авторов встают вечные темы: совестливость, правда, любовь, корневые качества души. В их прозе создавалась картина жизни русского крестьянства двадцатого века, отражались важные события: революция, гражданская война, коллективизация и голод, создание колхозов.

В центре внимания-нищая и бесправная деревня. Авторы хотели показать глубины народной жизни, возродить традиционную нравственность.

Нравственный выбор приходится делать ежедневно, люди постоянно сдают экзамен на звание человека. Эта тема всегда была в центре внимания русской литературы, в частности писателей - «деревенщиков».

«Вспоминаю из детства один случай», - так начинается рассказ В.М.Шукшина «Дядя Ермолай». То, что глагол стоит в настоящем времени и произведение написано по принципу «рассказ в рассказе», помогает понять, что герой вспоминает это постоянно. И действительно, он признается: «…всю жизнь снится мне то утро». Дядя Ермолай отправил мальчиков присмотреть за обмолоченным хлебом, но они не справились с заданием, не были на току и решили солгать. Мальчиков уличили во лжи, но они упорно стояли на своем, не сознаваясь в проступке. Случившееся не отпускает героя всю жизнь, совесть мучает. Он думает о том, в чем смысл жизни дяди Ермолая. Известно, что В.М.Шукшин не любил эпитет «простые» люди. Они, для него, обыкновенные, но далеко не простые, потому что такие люди живут честно, по правде, по-человечески. Мальчишки, сделав неправильный выбор, обрекли себя на муки совести.

В рассказе В.Г.Распутина «Женский разговор» Вику родители отправили к бабушке в деревню на перевоспитание. И однажды ночью они разговорились о самом сокровенном, но мнения разошлись. Вика утверждала, что женщина сейчас сильнее, а бабушка Наталья была уверена, что «…не надо сильнее, а надо любее». По мнению девочки, любовь в отношениях не обязательна. На что старая женщина возразила: «Как любиться, обзаимность учит». Для Натальи любовь - одна на всю жизнь, без нее прожить нельзя. Ее любимый погиб на войне, а перед смертью отправил своего друга присмотреть за женщиной. Бабушка говорит: «…я…высмотрела, что не он мне нужен, а я ему нужна», так сострадание перелилось в любовь. Наталья советует Вике «устою взять», потому что без нравственного стержня, который даст возможность сделать правильный выбор, не прожить жизнь достойно.

Таким образом, честь, долг, совесть, любовь к ближнему помогают человеку сделать правильный нравственный выбор. Писатели доказывают, что даже одно неверное решение может отразиться на будущем и изменить жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.