|
Чем опасно равнодушие? Аргументы М. А. Булгаков «Матсер и Маргарита», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))Равнодушие — это не просто отсутствие эмоций, это глубокое нравственное состояние, характеризующееся безучастностью, безразличием к чужой боли, проблемам и судьбам. Оно кажется безобидным, пассивным, но на самом деле является одной из самых разрушительных сил в человеческом обществе. Я убеждён, что равнодушие опасно тем, что оно разрушает человеческие связи, уничтожает эмпатию и солидарность, создаёт почву для несправедливости и жестокости, а в конечном итоге приводит к деградации личности и общества в целом. Оно лишает человека способности к состраданию, превращая его в безмолвного соучастника зла. Одним из наиболее ярких литературных примеров, демонстрирующих опасность равнодушия, является роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении равнодушие проявляется на разных уровнях. Во-первых, это равнодушие общества к судьбе «маленького человека». Петербург Достоевского — это город, где нищета, пьянство, болезни и отчаяние являются нормой, и большинство жителей проходят мимо чужой беды, не желая или не имея сил вмешаться. Именно это равнодушие окружающих к страданиям семьи Мармеладовых, к унижению Сони, к безысходности Раскольникова становится питательной почвой для его теории о «сверхчеловеке», которому дозволено «переступить» через моральные нормы. Раскольников, видя безразличие мира к чужой боли, сам становится равнодушным к ценности человеческой жизни. Его преступление — это не только следствие его теории, но и отчаянный протест против всеобщего равнодушия, которое он воспринимает как норму. Достоевский показывает, что равнодушие общества к страданиям своих членов порождает ответную жестокость и преступность, замыкая порочный круг. Другим мощным примером, раскрывающим опасность равнодушия, является история Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Пилат, прокуратор Иудеи, обладает властью и возможностью спасти Иешуа Га-Ноцри, в невиновности которого он убеждён. Более того, он испытывает к Иешуа определённую симпатию и даже восхищение его мудростью. Однако Пилат проявляет равнодушие к судьбе невинного человека, предпочитая сохранить своё положение и избежать возможных неприятностей со стороны кесаря и местной иудейской верхушки. Он «умывает руки», отдавая Иешуа на казнь, хотя его разум и совесть подсказывают ему иное. Это равнодушие, продиктованное трусостью и эгоизмом, становится его главной виной. Булгаков показывает, что Пилат обречён на вечные муки совести и одиночество именно из-за своего равнодушия. Он не совершил прямого убийства, но его бездействие и отказ от сострадания оказались не менее, а может быть, и более тяжким преступлением, чем непосредственное злодеяние. Равнодушие Пилата к судьбе другого человека разрушает его собственную душу и обрекает его на вечные страдания. Таким образом, равнодушие — это не просто пассивное состояние, а активная сила, способная разрушать как отдельные личности, так и целые общества. Как показывают Достоевский и Булгаков, оно порождает преступность, узаконивает несправедливость и обрекает человека на муки совести и одиночество. Только активно противостоя равнодушию, проявляя сострадание, эмпатию и готовность вмешаться, когда это необходимо, человечество может сохранить свою нравственную основу и построить более гуманный и справедливый мир. Обновлено: Опубликовал(а): GRETA2222 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
