Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Тоталитаризм - образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти.» (А. Н. Круглов) (ЕГЭ обществознание)

Знаменитый российский политолог Анатолий Круглов поднимает проблему особенностей тоталитарного режима. Несмотря на то, что в настоящее время тоталитаризм существует лишь в нескольких странах, проблема остаётся актуальной, потому что во многих странах, где официально существует демократия, государство пытается контролировать не только политику, но и духовную сферу, и этим приближается к тоталитарному режиму. Круглов в своём высказывании пытался объяснить, что тоталитарное государство навязывает обществу свою идеологию, свои представления о добре и зле – ведь без этого полный, тотальный контроль невозможен. А значит, мораль перестаёт отражать общечеловеческие ценности и становится достоянием государства, которое само говорит, что правильно, а что – предосудительно.

Я полностью согласна с Кругловым.

Мне кажется, что эта абсурдная, на первый взгляд, фраза идеально объясняет суть тоталитаризма. В любом тоталитарном обществе государство стремится контролировать все сферы общественной жизни, в том числе духовную. Государство указывает обществу, какие поступки нужно считать моральными, а какие – аморальными, пропагандирует удобные для себя ценности и нормы.

Причину этого легко можно понять, вдумавшись в сам термин «тоталитаризм»: оно происходит от латинского слова «всеобщий, полный». То есть, тоталитаризм – это такой политический режим, при котором государство полностью контролирует все сферы жизни общества. Ни одно проявление социальной жизни невозможно без вмешательства государства. Экономику власть контролирует– с помощью государственного планирования. Политику – с помощью однопартийной системы и восхваления личности вождя. Социальную сферу – благодаря навязанным представлениям о привилегированных или, наоборот, «низших» классах. Например, в СССР быть потомком дворянина было не просто опасно, а стыдно, и многие скрывали свою родословную. И в этом еще одно проявление тоталитаризма: духовная сфера контролируется не меньше или даже больше, чем политическая.

У тоталитарного режима есть несколько признаков, отличающих его от всех других режимов: жёсткая цензура; вынесение приговоров не судами, а политическими органами или просто деятелями партии; выполнение репрессивной функции правоохранительными органами; отсутствие разделения властей; отсутствие гражданских свобод; преклонение перед «вождём». Всё это, в той или иной мере, связано с навязанной моралью, ведь заставить народ подчиняться всем этим жёстким условиям можно, лишь убедив его, что это правильно и этично. В фантастическом фильме «Посвящённый» очень хорошо показана эта особенность тоталитарного общества. Люди живут в «идеальном» обществе, где власть контролирует не только общественную и частную жизнь людей, но даже их мысли и эмоции, все обязаны ежедневно делать себе инъекции лекарства, подавляющего эмоции. В обществе упразднено понятие «любовь», и люди считают это нормальным, не зная другой жизни. Уважаемый работник «инкубатора», где выращивают детей, без угрызений совести убивает ослабленного младенца, не считая, что совершает что-то аморальное, потому что власти не выгодно воспитание больных или слабых детей.

Государство меняет образ мыслей своих граждан с помощью литературы, художественного искусства, кинематографа, СМИ. Вспомним плакаты «Окна РОСТа»: они изображали важные социальные явления влияли на патриотические воззрения людей, на их отношения к семейным ценностям, трезвому образу жизни и многому другому. Например, плакат «Родина-мать зовет» был той силой, которая заставляла людей забывать о собственной безопасности и идти в смертельный бой, защищать свою родину.

А вот чего в тоталитарном государстве нет и не может быть – так это свободы слова. В этом нет ничего удивительного. Плюрализм, то есть равноправие идей, мнений, учений, рождает свободомыслие, а свободомыслие становится причиной бунтов, появления диссидентов. Представим себе ситуацию: в обществе, где все строят коммунизм, появляется человек, уверенный в преимуществе либеральных ценностей. Его идеи о свободе, равенстве, о защите прав личности могут привлечь других людей. И, возможно, это станет причиной сперва сомнений, а потом и вовсе революции. Поэтому тоталитарному государству нужна жесткая цензура, которая будет подавлять все признаки инакомыслия. Как, в примеру, в книге Оруэлла «1984», где были запрещены любые личные отношения, в том числе любовь, существовал особый департамент, отслеживающий незаконные отношения.

В реальности с ролью ретранслятора новых моральных ценностей успешно справляется школа и телевидение. В нацистской Германии молодые люди с детства слышали, что они – арийцы, что все другие расы ниже их и не заслуживают свободы, и свято верили в это. Так же, как в Советском Союзе Павлик Морозов верил, что поступает правильно, донося на своего отца, прятавшего хлеб от продотрядов.

Сила навязанной морали столь велика, что люди подчиняются этим «законам» не неохотно, как чему-то насильно установленному, а по велению души. Государству не нужно стремиться постоянно подавлять или запугивать население, чтобы подавить лишние мысли. Само общество будет осуждать и отталкивать тех, кто думает иначе. Поэтому репрессивный аппарат, хоть и существует, но все же очень редко охватывает всю страну полностью.

Таким образом, я уверена, что мораль в тоталитарном обществе не просто является компетенцией государства – она является его основой, тем, благодаря чему тоталитарное общество существует. Без контроля над моралью тоталитаризм разрушился бы, как карточный домик.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.