—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

ќбраз и характер јндре€ —околова по рассказу —удьба человека (Ўолохов ћ. ј.)

Ќазад

 ритика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. ¬стреча автора-повествовател€ с јндреем —околовым и его приемным сыном ¬анюшей у переправы через весеннюю разлившуюс€ речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь близким человеком как бы замыкают в единый круг пережитого и сопережитого все то, что рассказал о своей жизни —околов, и одновременно выдел€ют ту высокую человечность, котора€ определила жизнь и характер геро€ Ўолохова.

ѕереплета€сь, в рассказе Ўолохова звучат два голоса: о своей жизни, о своей судьбе рассказывает јндрей —околов; но автор не просто слушатель, случайный собеседник, он становитс€ активно действующим лицом: спросит, скажет слово там, где нельз€ промолчать, когда надо прикрыть чужое несдержанное горе, то вдруг в полный голос заговорит, размышл€€ о судьбе встреченного им человека. ¬згл€д автора Ч взгл€д пристального, душевно щедрого наблюдени€. јвтор-повествователь глубоко проникает в чужое горе. —воим волнением, тем, как он увидел и восприн€л, он заражает и читател€. Ђя сбоку взгл€нул на него, и мне стало что-то не по себе... ¬идали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? ¬от такие глаза были у моего случайного собеседникаї.

“ак проникнуть в чужую душу, так увидеть способен лишь человек, сам знающий хорошо, что такое горе. » автор, и рассказчик јндрей —околов объедин€ютс€ тем единым живым чувством, которое рождаетс€ между близкими людьми. јвтор-повествователь не только помогает пережить, увидеть скрытое, но у него есть и друга€ важна€ Ђсверхзадачаї; автор-повествователь, станов€сь действующим лицом, помогает нам осмыслить одну человеческую жизнь как €вление эпохи, увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.

 онец рассказа предвар€ет неторопливое авторское раздумье, раздумье много видевшего и знающего о жизни человека.

Ђ» хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родинаї.

¬ этом авторском раздумье Ч идейно-эстетическа€ кульминаци€ рассказа, утверждение мужества, стойкости, прославление человека, усто€вшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. »стори€ жизни јндре€ —околова, которого война лишила всего Ч дома, семьи, который в последние дни войны потер€л в √ермании сына, истори€ человека, перенесшего неслыханные испытани€ плена Ч все это такие испытани€, которые рождают трагедийные мотивы. ¬ самой этой истории прокл€тие войне, прокл€тие фашизму.

ќсуждение войны Ч и в судьбе того, кто стал приемным сыном јндре€ —околова. јндрей —околов рассказывает о своей встрече с ¬анюшкой, сиротиной, обездоленным войной, и уже в этом рассказе видно то главное, что определило характер поведени€ этого человека Ч мужество, сострадание и любовь. Ђ“ака€ мелка€ птаха, а уже научилс€ вздыхать. ≈го ли это дело? —прашиваю: Ђ√де же твой отец, ¬ан€?ї Ўепчет: Ђѕогиб на фронтеї.Ч Ђј мама?ї Ч Ђћаму бомбой убило в поезде, когда мы ехалиї.Ч Ђј откуда вы ехали?ї Ч ЂЌе знаю, не помню...ї Ч Ђ» никого у теб€ тут родных нету?ї Ч ЂЌикогої.Ч Ђ√де же ты ночуешь?ї Ч Ђј где придетс€ї.

–ассказ Ўолохова насыщен размышлени€ми о сущности героического подвига, гуманизма. јндрей —околов совершает подвиг не только тогда, когда он удушил своими руками предател€ или усто€л в т€желейших испытани€х в лагере дл€ военнопленных. “вердость и стойкость поэтизируютс€ писателем как про€вление истинного мужества. √ероическое дл€ писател€ всегда св€зано и наполнено гуманистическим содержанием.  огда јндрей —околов, утративший все, что было дорого ему, одинокий и больной, принимает решение усыновить встреченного малыша, сиротину ¬анюшу, тем самым он, в сущности, совершил подвиг любви, он возвратил детству радость, он избавил его от боли, страданий и скорби. ¬ойна-, казалось, все Ђвычерпалаї из этого человека, все он утратил, но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставалс€ человеком. » мы можем с полным правом считать, что в отношении к обездоленному детству гуманизм —околова одержал самую полную победу. ќн торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушени€ми и бедами Ч неизбежными спутниками войны. јндрей —околов победил самоЄ смерть!

ћотив жизнеутверждени€, прозвучавший в начале рассказа в описании Ђизвечно юного, еле уловимого аромата недавно освободившейс€ из-под снега землиї, повторенный через некоторое врем€ в авторском напоминании о Ђвечном утверждении живого в жизниї, получил свое завершение в пронизанном страстной гуманистической нотой, героико-трагической интонацией финале, согретом просветленной детской улыбкой.

¬ рассказе Ўолохова все врем€ звучат две темы: подвига и страдани€, трагического и героического. ќни образуют сложное полифоническое единство повествовани€, многое определ€ют в своеобразии жанра и стил€ этого произведени€.

”же обращалось внимание на музыкальное развитие темы, которое свойственно этому рассказу Ўолохова. –ассказ Ўолохова по своему звучанию напоминает Ђгероическиеї симфонии Ѕетховена. ќтчетливо выдел€ютс€ ведущие образы и лейтмотивы, легко различаютс€ и по своему содержанию, и"но эмоциональной смысловой тональности: начало рассказа Ч вступление, три „асти рассказа јндре€ —околова о пережитом и финальна€ сцена. —тоит внимательно пригл€детьс€ к рассказу Ч и мы увидим, что это деление на части (поддерживаетс€ чередованием голоса рассказчика јндре€ —околова и автора-повествовател€.

¬ самом начале рассказа возникает мотив т€желой дороги. Ёто дорога по весенней размокшей степи, по которой едет автор по каким-то своим неотложным делам. Ќесколько раз в этом описании повтор€етс€ определение: Ђтрудної, Ђт€желої. “акое описание дороги подготавливает по€вление јндре€ —околова и ¬анюшки. ¬едь они шли по такой же дороге, да еще все врем€ пешком. ѕостепенно мотив дороги, путешестви€ перерастает в дорогу человеческой жизни, в рассказ о т€жком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. » не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение Ђт€желої: Ђ“€жело мне, браток, вспоминать, а еще т€желее рассказывать о том, что довелось пережить...ї, Ђќх, и т€жело же было мне, браток!ї.

Ёто один из тех лейтмотивов, который получает философское осмысление, характерное дл€ поэтики рассказа Ўолохова. Ёто рассказ Ч размышление, дума о судьбах людей, подн€та€ из конкретно-событийного в огромный, социально-исторический и философско-этический план обобщени€. «а конкретным все врем€ встает общезначимое, общечеловеческое.

–ассказ Ўолохова построен так, что в каждой части его есть сво€ внутренн€€ завершенность, и в то же врем€ в каждой из них звучат общие мотивы. ѕовтор€€сь, они придают содержанию трегедийную напр€женность. ѕеред нами открываютс€ все новые и новые черты характера јндре€ —околова. ћы видим его в самых различных сферах жизни: интимно-семейной (отношени€ с детьми, женой), в солдатской, фронтовой (в отношени€х с товарищами), в плену. ѕознание идет вглубь от внешне-видимого к содержательному, психологически и социально весомому и значительному.

ѕерва€ часть рассказа јндре€ —околова вместила всю историю его довоенной жизни, описание начала войны, прощание с семьей. », как часто бывает в жизни, запомнилась, казалось бы, незначительна€ подробность, деталь. ¬о врем€ прощань€ перед отправкой на фронт он оттолкнул жену, котора€ бросилась к нему, выговарива€ в беспам€тстве отча€ни€: Ђ–одименький мой... јндрюша... не увидимс€... мы с тобой... больше на этом светеї.

»менно здесь на огромной внутренней страсти непреодоленного гор€ рождаетс€ один из самых трагических лейтмотивов рассказа: Ђƒо самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..ї

¬тора€ часть рассказа начинаетс€ с этого же мотива упрека самому себе: Ђ«ачем € ее тогда оттолкнул? —ердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режетї.

Ётот образ-лейтмотив, рожденный словами Ђа € ее тогда оттолкнулї, все врем€ как бы возвращает читател€ к незаживающей ране, к трагическому мотиву невосполнимой утраты. ¬о врем€ войны погибли и жена и дети, и им действительно не привелось больше свидетьс€...

¬ойна, бегство из плена, госпиталь, известие о гибели семьи составл€ют содержание второй части рассказа. «десь наиболее полно открываютс€ социальные истоки характера јндре€ —околова, то, что определило твердость, стойкость, мужество. Ћейтмотив этой части выражаетс€ словами: ЂЌа то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвалаї, ¬ этих словах то главное, что определ€ет характер јндре€ —околова, то, что определ€ет его поведение, его жизнь. ¬ сущности, эти же слова, эти же мысли повтор€ютс€ в авторском размышлении как утверждение основного в жизни и характере јндре€ —околова.

“ема войны, народного подвига во всю свою героическую мощь звучит и в рассказе јндре€ —околова, в его размышлени€х, каким должен быть насто€щий солдат, насто€щий человек, и тогда, когда он говорит о нелегкой судьбе женщин и детей, оставшихс€ в тылу.

¬озвращение к главной теме первой части, к истории семьи происходит на огромном взрыве трагизма, на предельной ноте человеческого гор€: известие о гибели жены, посещение ¬оронежа, смерть под Ѕерлином сына јнатоли€.

“реть€ часть рассказа јндре€ —околова строитс€ на переплетении, на борении трагического и героического, всей безнадежности отча€ни€ (Ђѕохоронил € в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батаре€ моего сына, провожа€ своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...ї), каждодневного непереносимого страдани€ (Ђ...мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. ћожет, поэтому оно так и болит?..ї, Ђ...днем € всегда крепко себ€ держу... а ночью проснусь, и вс€ подушка мокра€ от слез...ї) и блеснувшей надежды, поманившей детским голосом жизни...

ѕо рассказу Ўолохова —. Ѕондарчуком был сн€т фильм, который с огромным успехом прошел по многим экранам мира.

Ђѕри€тно врем€ от времени увидеть на экране человека, достойного этого звани€, Ч писала о фильме Ђ—удьба человекаї французска€ газета Ђћондї.Ч ѕерсонаже, которого изображает в фильме —ергей Ѕондарчук, €вл€етс€ как раз таким человекомї. ¬ 1959 г. в √олландии вышло второе издание рассказа, и в текст были заверстаны кинокадры из этого фильма.

Ђ»здательство Ђѕегасусї отлично сделало, выпустив этот рассказ, Ч писала газета Ђƒе ¬аархейдї.Ч ѕусть книга попадет на книжные полки, чтобы всегда быть под рукой читател€, пусть она всегда напоминает ему о силе духа, о высоких моральных качествах советского человекаї.

“ворчество Ўолохова приобрело мировую известность именно потому, что в его произведени€х предстают Ђнасто€щее людиї, люди, вдохновленные высокой исторической целью. ¬ его книгах открываетс€ новый мир человеческой надежды, мир социализма, в его произведени€х народ Ч первооткрыватель, идущий по нехоженым пут€м в будущее.

Ћ. якименко

»сточники:

  • Ўолохов ћ. ј. ѕодн€та€ целина. —удьба человека. ¬ступит, стать€ Ћ. якименко. ћ., Ђ’удож. лит.ї, 1978. 654 с. (Ѕ-ка классики. —оветска€ лит-ра)

  • јннотаци€:¬ книгу входит роман ћ. ј. Ўолохова Ђѕодн€та€ целинаї, запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ Ђ—удьба человекаї Ч о величии, силе, красоте души обыкновенного русского солдата.
    ќбновлено:
    ќпубликовал(а):

    ¬нимание!
    ≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    “ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

    —пасибо за внимание.

    Ќазад
    .


    –≈√»—“–ј÷»я
      вход

    ¬ход через VK
    забыли пароль?

    ѕроверка сочинений
    «аказать сочинение