|
Вы здесь: Критика24.ру › Цветаева Марина
Поэтический ответ Марины Цветаевой Арсению Тарковскому (Цветаева Марина)В сложной судьбе Марины Цветаевой самый трагический период — годы после возвращения в Россию. Родная земля была неприветлива. Обрушились тяжелые жизненные обстоятельства: арестованы дочь, муж, в ссылке сестра. Но страшнее всего — замолк поэтический голос Марины, прекратилась та лавина творчества, которая ей была свойственна. «…Нового начинать — нет куражу… всё равно не уцелеет», — пишет она Тесковой, когда переезд в Россию становится неотвратимым. А в дневниковой записи 5 сентября 1940 года она опять о том же: «Сколько строк миновавших! Ничего не записываю. С этим кончено». В 1941 году написано только 2 стихотворения. Последнее из них — «Я повторяю первый стих». Оно обращено к поэту Арсению Тарковскому и является ответом на его стихотворение «Стол накрыт на шестерых». Стихотворение Цветаевой родилось, как всегда у неё бывало, из конкретных событий, моря тех впечатлений, которые она испытала. Под стихотворением стоит дата: 6 марта 1941 года. ![]() Тарковский заочно знал Цветаеву, высоко ценил её творчество. Встретились они у переводчицы Нины Герасимовны Яковлевой-Бернер, и сразу стали читать друг другу стихи, прониклись симпатиями друг к другу. В то время дружить с вернувшейся из эмиграции опальной Мариной Цветаевой отваживались немногие. Тарковский, напротив, дорожил этой дружбой, ценил её удивительный дар поэта. Марина, неудержимая в чувствах, очень привязалась к Тарковскому. В дружбе и любви ее отличала полная самоотдача. Но такой же самоотдачи она требовала от других. Увы, не каждый на это способен. Поэт признается позже: «Я ее любил, но с ней было тяжело». Ради дружбы с Мариной требовалось пожертвовать многим. Тарковский не мог. Встречи их стали редкими. 9 августа 1941 года Марина уезжает с сыном в Елабугу. «Я узнал о ее смерти только в конце сентября», — вспоминал поэт. Сразу родились стихи на её смерть. Как точно понял Маринину суть, глубину её таланта Тарковский. Уже в первом стихотворении она «звезда», «волна гремучая», «летящая», «милостивица, все раздаривающая на пути», «жемчужина». Он чувствует свою вину: «…подхватить бы и унести». Есть и страшное понимание непоправимости беды: «поздно каяться». Всю жизнь он чувствовал себя виноватым перед Мариной. Обращался к ней в стихах всегда: почти каждый год, и 20 лет после смерти, и позже. Последнее стихотворное обращение Цветаевой Арсений прочел через 41 год после его написания. Оно было опубликовано только в 1982 году в журнале «Нева». Стихотворение потрясло поэта. «Для меня это было как голос из гроба». В нем Марину сотрясает бездна чувств: тоска, одиночество, обида, негодование. Стихотворение же Тарковского создано в сдержанно-печальном тоне, полно горечи от утраты людей, дорогих сердцу. Среди них — первая возлюбленная, муза молодого Арсения. Ей посвящал поэт многие стихи на протяжении всей своей жизни. Он почти никогда не называет ее имени, но она угадывается по особой нежности тона стихотворных строк, по отдельным деталям. ![]() И ещё светлая любовь к тем, кто ушел с земли, и любовь умерших чувствует поэт: строки: «Как тебя любили мы!» звучат с искренней радостью. Стихотворение написано 1940 году. Тарковский читал его во время совместных с Цветаевой гуляний по Москве, по любимым местам Марины. Она его пропустила через себя, восприняла его своей истерзанной душой по-своему и написала взволнованный ответ. Боль одиночества слышна в каждой строфе. Ей, всю жизнь прожившей «камчатским медведём без льдины», так не хватало рядом родных душ, понимания, любви. Ее упреки в адрес Тарковского продиктованы обидой на разлуку и совершенно открыты: «Как мог ты…», «Как смел ты не понять…», «… и всё же укоряю». Её безудержность чувств потрясает читающего стих. С юности она провозгласила о себе: «…я ни в чем не знающая меры», всем прокричала: «Любите меня!». Для нее так важно быть в кругу людей, она даже согласно быть «призраком — с твоими». Тут же поправляется — «своими». Почувствовать себя своей в кругу людей — для неё очень важно. Это спасение от боли: «Вся соль из глаз, вся кровь из ран». Сколько же этой боли накопилось в душе! Освободившись от одиночества, она в состоянии ожить, внести радость в окружение: «Я — жизнь, пришедшая на ужин». Как малости она просит: сесть «с краю». Чтобы среди родных душ, чтобы не отвернулись, не прошли мимо. Когда я впервые читала последнее стихотворение Марины Цветаевой, мне главными показались строки: «Чем пугалом среди живых — Быть призраком хочу — с твоими, (Своими)…». Тема отречения от этого безумного мира показалась мне главной и предрекала уход Марины с земли. Но мне попалась интересная книга, которая открыла для меня удивительного поэта Арсения Тарковского. Называлась она: «Арсений Тарковский. « Моя душа сгорела между строк». Короткой встрече двух поэтов посвящены несколько страниц. Есть еще и небольшие отдельные воспоминания Тарковского. Близость душ двух талантливых людей потрясает. Они много значили друг для друга. Для Марины Цветаевой — это была последняя любовь, последняя встреча с другом. ![]()
Литература: 1. Воспоминания о Марине Цветаевой /Составители: Л. А. Мнухин, Л. М. Турчинский. – М. : Советский писатель, 1992. – С. 486-487– Текст: непосредственный. 2. Тарковский А. А. Судьба моя сгорела между строк. А. А. Тарковский. – М. : Эксмо, 2009. – С 39-40. – Текст: непосредственный. 3. Цветаева, М. Стихотворения. / М. Цветаева; Составление и вступительная статья П. Е. Фокина. – 382 с. – (Библиотека школьника) – Текст: непосредственный. 4. Памяти Марины Цветаевой – Арсений Тарковский: сайт – URL: http://www. classicpoems. ru/ (дата обращения 28. 10. 2022) – Текст: электронный. Обновлено: Опубликовал(а): MGA Внимание! Спасибо за внимание.
|
|