|
Вы здесь: Критика24.ру › Некрасов Н. А.
Русский национальный характер в изображении Некрасова (Некрасов Н. А.)Некрасов знаком с тяготами русского народа не понаслышке, ведь с самого раннего детства писатель был невольным свидетелем невыносимой работы простых людей и жестокой несправедливости, обращенной к ним. Невзирая на дворянское происхождение и запреты строгого отца, он тянулся к крестьянским детям, среди них находил верных друзей, с этими не избалованными, не испорченными роскошью жизни детьми ему было и весело, и комфортно. Река Волга ассоциировалась у Некрасова со страданием и мученичеством -- ведь именно здесь он видел непосильную работу бурлаков. Безусловно, детские впечатления отпечатались на творчестве писателя. Сколько произведений посвятил талантливый автор нелёгкой жизни крестьян, обличив так ярко нечеловеческие условия, в которых пришлось жить этим бедным людям? Поэма “Кому на Руси жить”, конечно, не исключение. В произведении, над которым Некрасов работал на протяжении 10 лет и которое стало одним из самых значимых литературных его трудов, он отобразил истинную, действительную жизнь русского народа — несчастного, но не прекращающего бороться, измученного, но не бессильного, униженного, но не упавшего духом. В поэме фигурируют различные характеры, олицетворяющие невероятную духовную силу, выносливость, отзывчивость и трудолюбие крестьянского мира. Привыкшие не роптать на выпавшую долю, а принимать со смирением посланные трудности, они приучены жизнью не сдаваться и, как бы ни было тяжело, не терять внутренней, более важной и мощной, энергии. Такими разными и интересными представляются читателю истории судеб крестьян в главе поэмы “Счастливые” и сколько неоднозначных персонажей воссоздает его воображение при чтении главы “Сельская ярмонка”. Именно в этих эпизодах произведения наиболее четко и ясно демонстрируется отчаянная бедность трудящегося и зависимого народа с независимыми душами и сердцами. Старик Вавила, обещавший купить ботиночки внучке, но неосмотрительно пропивший последние деньги; крестьяне, стремившиеся купить портреты генералов “да потолще, погрозней»; балаган Петрушки, простое русское веселье, пьянство, смех и оживленные разговоры — вот изображение русского народа в момент желанного отдыха. Пример простого русского крестьянина, готового прийти на защиту соотечественников, обделенных милостью судьбы, стать одним за всех и ответить без страха строгого наказания за русский народ — Яким Нагой, бедный (на мысль о чём наталкивает и используемый автором прием “говорящей” фамилии) худой, сравненный с землей своей серостью лица, похожий на «пласт, сохой отрезанный», вызывающий жалость внешним видом, но отнюдь не жалкий силой характера, человек. Он признает за собой постыдную склонность к пьянству, но есть ли еще способ, доступный вынужденным жить в нищете и несправедливости, чтобы хотя бы на время заглушить душевную боль, хотя бы немного смягчить страдания и утолить физическую слабость? Героя возмущает пренебрежение, с каким говорят о страдающих от пагубного порока алкоголизма, эмоционально давая понять: крестьяне не столько пьют, сколько работаю, отдавая все свои силы в полной мере. Сколько бед и горя переживает простой русский люд! Однако ни словом, ни делом не показывают крестьяне всей той боли, что хранится в глубине хрупкого, ранимого человеческого сердца, в силу непростых жизненных обстоятельств обросшего плотной, твердой коркой, смягчавшейся только по мере выпившего одурманивающего, вводящего в желанное забытье, вина. Сколько лишений претерпевают эти страдальцы, обреченные на однообразно невыносимые будни! Неслучайно Яким называет крестьян людьми “великими”, ведь если только попробовать вообразить себе хотя бы малую часть испытаний, которые те с христианской волей сносили, станет и жутко, и печально. Красочное описание внешности и деятельности крестьян даёт понять одну важную вещь: их жизнь объективно лишена всякой радости, но даже в трудной судьбе эти невероятные люди умудряются найти что-то, что заставляет их поверить: и они в какой-то степени счастливы, и у них есть что-то своё, дорогое и обеспечивающее относительный душевный покой. У всех это “что-то” разное: хороший урожай, солдатское счастье, заключающееся в том, что “ в двадцати сражениях... был, а не убит!”, немереная сила, заграничная болезнь — подагра, возвращение на Родину и другие, мелкие и незначительные вещи, которые для людей, не знающих другой жизни, и имеют истинную, неподдельную ценность. Счастье это хотя и грубое, и неотёсанное, да и за счастье едва ли принимается, но составляет для крестьянского народа большое значение. Что же еще тогда для них будет радостным, раз и это — глупые мелочи? Собирательный образ сильного и физически, и духовно крестьянина — Ермила Гирин, заслуживший уважение и любовь со стороны рабочих людей своей отзывчивостью, щедростью, верностью и добротой. Его действия и решения всегда сообразны с совестью и честью, за что так почитаем остальными. Вот почему в решительную минуту, когда мельница, которую хотел приобрести Ермила чуть не перешла в руки более хитрого Алтынникова, весь крестьянский мир, без лишних слов и объяснений, пришёл на помощь, общими усилиями набрав необходимую сумму для выкупа мельницы. Отзывчивость и пожертвование последним за ближнего -- одни их главных качеств, характеризующие в этом эпизоде русский народ. Честность и благородство Ермилы обеспечили ему поддержку со стороны крестьянства, так что и при выборе бурмистра положились на старого знакомого, в каком были уверены, в чьих высокой нравственности и справедливости не сомневались ни на минуту. Ошибившись раз (отдав в рекруты сына Ненилы Власьевны, Митрия, и тем самым освободив от этой обязанности своего младшего брата), Ермила претерпевает мучительные укоры совести и не может уже простить себе проступка, решившись уйти с поста бурмистра. Разве не подтверждает это в очередной раз, как силён крестьянский дух, как важны для него честь и совесть? Не менее тяжело живется и крестьянкам. Матрена Тимофеевна, которую все считают счастливицей, на самом деле глубоко несчастна, ведь за и без того нелегкую от бесконечной бытовой работы жизнь этой сильной женщине пришлось пережить много горя. С благоговением вспоминает она о свободном, беззаботном детстве, пожалуй, тогда она чувствовала себя по-настоящему счастливой. Замужняя жизнь вовсе не пестрила радостью: Матрене приходилось постоянно слышать в свой адрес неприятные слова от родственников мужа, один раз даже и от него самого снеся незаслуженные побои, исполненные по указу свекрови. Не успев насладиться счастьем материнства, не успев отдать всё тепло и любовь, на какое было только способно огромное женское сердце, обожаемому первенцу, Матрёна узнаёт ужасное, горькое и поистине жуткое известие: по неосторожности Савелия, на ответственность которого понадеялась девушка, её любимого ребенка заживо съела свинья. Здесь бы, кажется, впору опустить руки и апатично предаться страданию, но Матрене не пришлось тратить много времени на оплакивание: звала работа, звала ненавистная рутина тяжелой крестьянской жизни, где нет времени слезам и горю, где провозглашены терпение и труд. Не согреваемая словом сочувствия, не видя чужой ласки или сожаления, Матрена стойко переносит удары судьбы, не теряя надежд на светлое будущее. Вот образ русский женщин, вынужденных постоянно закалять характер и не поддаваться унынию, даже тогда, когда страшная беда разбивает и без того хрупкое сердце — нужно собрать его снова и трудиться, и заниматься бытом. Тяжела была крестьянская доля, полна мучений несчастная жизнь, однако не ломался, не поддавался русский сильный характер. С болью и обливавшемся кровью сердцем брались крестьяне за работу, не жалуясь на трудности. Все существо их сложено было из доброты, честности, отзывчивости, выносливости, всеобъемлющей любви, верности и преданности. Не сторонившиеся, не презирающие труда, эти простые люди исполняли долг, терпели жестокость судьбы и помещиков, не теряя силы духа, не забывая про надежды на заслуженное, выстраданное счастье. Обновлено: Опубликовал(а): M_maria Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|