|
12.1 Какие нравственные проблемы находят своё решение в комедии Д. И. Фонзивина «Недоросль»? (ЕГЭ по литературе)Главным вопросом, занимавшим Д. И. Фонвизина в комедии “Недоросль”, — вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Размышляя над этим, писатель поднимает и другие, не менее важные проблемы: например, проблему образования и воспитания, невежества и нравственного упадка, человеческого злонравия. Прежде всего стоит обратимся к изображению поместной жизни дворян в комедии “Недоросль”. Д. И. Фонвизин обращает особое внимание на отношения дворян с крестьянами. Простаковы и Скотинин — представители высшего сословия — деспотичные, невежественные люди, с пренебрежением и жестокостью относящиеся к другим. Госпожа Простакова, ругая слугу Тришку за то, что он сшил плохой кафтан, обращается к нему грубо и презрительно, использует такие слова, как «скот», «воровская харя», «болван». Такое поведение характеризует героиню, как беспринципную, невежественную женщину-тирана. Она заботится только о себе, а такие качества, как сочувствие или сожаление ей чужды. Простакова придерживается правила: “Дворянин, когда захочет, и слугу высечь волен”. Скотинин также считает, что он имеет право поступать с подвластными ему людьми так, как ему вздумается: “Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?”. ![]()
Ещё одна нравственная проблема. которую освещает писатель в произведении — проблема образования и воспитания. Митрофан, сын г-жи Простаковой, — эгоистичный и капризный юноша, который, несмотря на опеку и повышенное внимание, не любит и не уважает своих родителей. Он подчиняется деспотичной матери только потому, что чувствует её силу, заискивает перед ней, но отталкивает, когда Простакова лишается власти в доме. Избалованный Митрофан не привык учиться — так же, как и невежды-родители, он не видит смысла в образовании — поэтому, по словам учителя Цифиркина, трех перечесть не умеет. Так как юноша всегда получает то, что хочет, он не знает, что такое труд и не понимает, для чего нужны знания: “Не хочу учиться, хочу жениться”. Безграмотность, невежество, неприспособленность к самостоятельной жизни — результат “правильного” воспитания госпожи Простаковой. Она поощряла пороки сына, но ничему, что могло бы пригодиться ему в дальнейшем, не научила. Автор указывает на недостатки в воспитании детей дворян, непросвещенность подрастающего поколения. Таким образом, в произведении “Недоросль” Д. И. Фонвизин поднимает очень важные нравственные проблемы, приводит яркие примеры, показывая без прикрас жизнь дворян: их грубость и жестокость, необразованность и неумение достойно воспитать своих детей. Обновлено: Опубликовал(а): M_maria Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|

