|
Двойники Чацкого. Двойничество как средство характеристики героя по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», Александр Чацкий, — яркая, многогранная и во многом противоречивая личность. Его характер раскрывается автором не только через речь героя, поступки и его взаимоотношения с другими персонажами, но и посредством образов двойников, противопоставленных или близких ему по духу. Горич, друг Чацкого, обладает (или некогда обладал) схожими взглядами и жизненными ценностями, что позволяет назвать его духовным братом главного героя. То, что они называют друг друга братьями, подчеркивает их близкие отношения и общее прошлое, связанное со службой. Тем не менее, Горич, некогда активный и деятельный, утратил свою индивидуальность после женитьбы и стал соответствовать светским ожиданиям («муж-мальчик, муж-слуга»). Так, его образ становится символом возможного будущего Чацкого, если тот примирится с ценностями фамусовского общества. Ещё одним двойником Чацкого является Репетилов. На пародийность этого героя указывает его фамилия, образованная от французского глагола «repeter» (повторять). Репетилов является поверхностным подражателем либеральным идеалам, которые отстаивает Чацкий. В отличие от живого и самостоятельного мышления Александра Андреевича, он представляет собой лишь копию окружающих мнений. Именно эта разница подчёркивает яркость и уникальность личности Чацкого, делая его героем, способным критически мыслить и выражать собственное мнение. Интересно, что черты двойничества можно найти и в антагонистах пьесы — Чацком и Фамусове. Оба героя отличаются стойкостью убеждений и категоричностью оценок. Они одинаково страстно отстаивают свою точку зрения, будь то консервативная позиция Фамусова или либеральная идеология Чацкого. И тот, и другой считают свои взгляды единственно верными и искренне презирают оппонентов. Более того, темы их обличительных монологов иногда пересекаются: Фамусов, несмотря на то что в его обществе принято подражать, резко высказывается о засилье иностранного влияния («губители карманов и сердец!»). А Чацкий в своем монологе о "французике из Бардо" отмечает пагубное воздействие чужестранной культуры на русское национальное самосознание. Эти эпизоды показывают неожиданное сходство между антиподами пьесы. Таким образом, двойники Чацкого выполняют важную художественную функцию, оттеняя характерные качества героя и углубляя понимание особенностей его мировоззрения. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия В.В. Внимание! Спасибо за внимание.
|
|