|
Своеобразие места действия и роль образа города Калинова в идейной структуре текста. Топос уездного города по пьесе Гроза (Островский А. Н.)Накануне великих реформ Александр Николаевич Островский, остро чувствуя назревавшие и уже происходившие изменения в обществе, представил публике своё новое произведение «Гроза». В нём нашли отражение многие аспекты социальной жизни второй половины XIX века. Конфликт, представленный в пьесе, тесно переплетается с местом, где разворачиваются события. Топос уездного города занимает важное место в творчестве Островского. Заимствовав название популярной в России ягоды, автор назвал город, в котором происходят события пьесы, «Калинов», подчеркнув тем самым его собирательный характер. Островскому было важно подчеркнуть типичность ситуации, описываемой в пьесе. Экспозиция произведения (в ремарках) имеет ключевое значение не только для театральных режиссёров, но и для читателей, так как помогает понять идейную структуру текста. Пьеса открывается видами на Волгу и окрестные села. Примечательно, что Кулигин, сидящий на лавочке, смотрит не на реку, а за неё — настолько необъятны просторы природы. Старик искренне восхищается местным пейзажем, призывая и других оценить ее (Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита). Однако калиновцы не замечают этой красоты, не чувствуют её благотворного влияния. Контрастом к природному великолепию выступает «человеческий» город Калинов. Созерцание Кулигиным природы прерывается ссорой Бориса со «значительным лицом» — Диким. «Жестокие нравы» города возмущают и пугают механика-самоучку. Самовластные представители высшего общества Калинова угнетают не только своих близких, но и пытаются «закабалить» бедных крестьян ради собственной выгоды. В городе нет никакой управы на самодуров, никакого способа защитить себя от их произвола. В экспозиции также указано время года, в которое происходят события, — лето. Обычно ассоциирующееся с радостью и яркостью ощущений, в пьесе оно получило совсем другую трактовку: метафорическую духоту и спертый воздух. Не от жары, а от давящей атмосферы города «задыхаются» люди. «Душно» приходится Катерине под деспотическим контролем свекрови и Тихону, который постоянно рвётся в Москву за глоточком свободы. Ещё одной особенностью Калинова является его замкнутость, кажущаяся изолированность от внешнего мира. Это подчёркивается даже самими жителями города. Кабанова, соглашаясь с Феклушей, считает, что Калинов — один из последних оплотов традиционных ценностей и спокойствия, а в других городах и странах будто бы царствуют бесы. Отгорожены калиновцы и от научного прогресса. Единственным источником информации для них служат странницы, которые мифологизируют различные явления и дают искажённые представления о мире. Образ города выполняет важные функции в раскрытии идейного замысла. Калинов не только создаёт точную психологическую атмосферу для развития сюжета, но и отражает пороки купеческой среды, олицетворяя судьбу тогдашней России. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия В.В. Внимание! Спасибо за внимание.
|
|