—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

јнализ стихотворени€ ј. Ѕлока Ђ–ека раскинулась. “ечЄт, грустит ленивоЕї (Ѕлок јлександр)

 аждое стихотворение ј. Ѕлока воспринимаетс€ как часть единого целого Ц лирического романа, названного им Ђтрилогией вочеловечени€ї. ѕервый том этой трилогии Ц Ђтезаї - Ђмгновение слишком €ркого светаї. Ћирический герой в нЄм Ц рыцарь, поклон€ющейс€ ѕрекрасной ƒаме. ¬торой том Ц Ђантитезаї. — небес герой опускаетс€ на землю и, пройд€ Ђнеобходимый болотистый лесї, оказываетс€ в Ђстрашном миреї города. “ретий том Ц Ђсинтезї. ѕознав высший. Ђгорнийї мир, мир небесный и идеальный, пережив отча€ние от встречи со Ђстрашнымї земным миром, лирический герой Ђпринимает жизньї и Ђприветствуетї еЄ Ђзвоном щитаї.

–аздел третьего тома Ђ–одинаї, в который входит цикл Ц п€тистишие ЂЌа поле  уликовомї, €вл€етс€ важным на пути осмыслени€ Ѕлоком исторической судьбы –оссии.

ќткрывает цикл стихотворение Ђ–ека раскинулась. “ечЄт, грустит ленивоЕї ћедленное, вдумчивое чтение этого стихотворени€ позвол€ет открыть в нЄм три плана.

ѕервый план Ц исторический. ѕеред нами воспоминание о ћамаевом побоище, которое произошло 8 сент€бр€ 1380 года на поле  уликовом между ƒоном и Ќепр€двой. –усское войско под предводительством ƒмитри€ ƒонского сразилось с ордынским войском хана ћама€.

¬торой план Ц современность. Ѕлок был убеждЄн, что  уликовска€ битва Ц символическое событие русской истории и такому событию суждено возвращение.

“ретий план Ц вневременный, вечный, как борение света и тьмы, добра и зла в душе человека.

ѕроследим, как раскрываютс€ эти три плана в стихотворении.

¬ первой строфе создаЄтс€ традиционный образ –оссии, который Ђозвучиваютї четыре основных мотива: мотив широкого пространства Ц Ђ–ека раскинуласьї, мотив поко€, малоподвижности и грусти Ц Ђ“ечЄт, грустит ленивої и мотив скудости, убогости, бедности русского пейзажа:

Ќад скудной глиной жЄлтого обрыва

¬ степи груст€т стога.

≈динственна€ шестистопна€ €мбическа€ строка, сама€ длинна€ в стихотворении, ассонанс на прот€жное Ђиї создают медлительную, плавную, задумчивую интонацию.

¬тора€ строка Ђ» моет берегаї, написанна€ коротким трЄхстопным €мбом, вносит в картину поко€, лени и сна ноту тревоги и чувства опасности. Ђћоетї - значит Ђразмываетї, Ђразрушаетї.

¬ историческом плане Ђрекаї - ƒон. ѕереправившись через него, русское войско отрезало себе путь к отступлению. –ека подобна некоему –убикону, рубежу, переход через который исключает вс€кую возможность повернуть назад. ¬ 1908 году, в период написани€ цикла после революции 1905 года, Ѕлок остро ощущает катастрофичность жизни, предчувствует Ђнеслыханные перемены, невиданные м€тежиї.

–еку можно сравнить и с мифическим —тиксом, границей между земным и иным мирами.

¬тора€ строфа начинаетс€ с традиционного обращени€ лирического геро€ к родине: Ђќ. –усь мо€!ї.  ак и герои Ђ—лова о полку »горевеї, он бросает прощальный взгл€д назад: Ђќ, –усска€ земл€, ты уже за холмом!ї

Ќеобычным и смелым €вл€етс€ второе обращение лирического геро€ к родине: Ђ∆ена мо€!ї. —ловно он подчЄркивает, что его чувство к родине глубоко личное, навеки спа€нное с ним. ј может быть, –усь и есть та —ветла€ ¬еличава€ ∆ена, встречи с  оторой так благоговейно и молитвенно ожидал лирический герой Ђѕрекрасной ƒамыї.

–езкий анжанбеман (перенос) выдел€ет слово Ђдо болиї, которое вбирает в себ€ мотивы угрозы, грусти и убогости, звучавшие раньше:

ќ, –усь мо€! ∆ена мо€! ƒо боли

Ќам €сен долгий путь.

ѕуть Ц центральный образ стихотворени€, с ним св€зан настойчиво развивающийс€ мотив движени€.

Ќеобычным €вл€етс€ то, что в стихотворении нет описани€ сражени€, нет противосто€ни€ русских и монголо-татар. “атарска€ Ђтьмаї за€влена всего лишь в нескольких словосочетани€х: Ђстрелой татарской древней волиї, Ђханской сабли стальї. Ќо слово Ђстрелойї - первое Ђпредметноеї существительное с историческим колоритом Ц €вл€етс€ метафорой. ћетафоричен и Ђпутьї. ≈го можно понимать не только как внешнее движение русского войска по степи, но и как историческое развитие –оссии и как душевное борение:

Ќаш путь Ц стрелой татарской древней воли

ѕронзил нам грудь.

—тихийное, дикое, тЄмное, как вольна€ татарска€ конница, живЄт в груди, в душе.

—лова Ђстепьї, Ђстепнойї, настойчиво повтор€ющиес€ у Ѕлока, в произведени€х древнерусской литературы св€заны с враждебным, Ђтатарскимї пространством. Ќо в стихотворении Ѕлока степь включена в русское пространство. ¬ плане символическом происходит посто€нное уравнивание Ђнашегої и Ђтатарскогої. Ђћыї бьЄмс€ со своими двойниками. ƒл€ Ѕлока Ђдвойничествої Ц сквозна€ тема. —ловосочетани€ Ђпуть степнойї и Ђпуть в тоске безбрежнойї сливают воедино пространство и эмоции, внешнее и внутреннее движени€ приравниваютс€. Ётот путь окружает Ђмглаї - ночна€ и зарубежна€. Ќеобычным кажетс€ уравнивание этих дух эпитетов не только с помощью союза Ђиї, но и на фонетическом уровне Ц с помощью аллитерации на Ђнї. ћгла, подобно туману, ухудшает видимость, усиливает тревогу, беспокойство. Ђ«арубежна€ї - не Ђиностранна€ї, а, скорее всего, Ђисход€ща€ из иных пространств, из иного мираї. ЂЌочьї ассоциируетс€ с тоской и мраком безнадЄжности. Ќо лирический герой уверен в победе:

ѕусть ночь. ƒомчимс€. ќзарим кострами

—тепную даль.

 лючевой в понимании идеи стихотворени€ €вл€етс€ п€та€ строфа:

» вечный бой! ѕокой нам только снитс€

—квозь кровь и пыльЕ

Ћетит, летит степна€ кобылица

» мнЄт ковыль.

Ѕлоковска€ Ђстепна€ кобылицаї и гоголевска€ Ђптица тройкаї - всЄ это –усь, устремлЄнна€ в своЄм безостановочном, неудержимом полЄте вперЄд Ц в будущее.

–итм стихотворени€ становитс€ стремительным, динамичным, звучит мотив бешеной скачки:

» нет конца! ћелькают вЄрсты, кручиЕ

ќстанови!

»дут, идут испуганные тучи,

«акат в крови.

Ђ«акат в кровиї ассоциируетс€ со строчками из Ђ—лова о полку »горевеї, в которых Ђкровавые зори возвещаютї чЄрные тучи с мор€ идутї. ” Ѕлока метафорическа€ Ђкровьї становитс€ реальной:

»з сердца кровь струитс€.

Ёти блоковские строчки можно соотнести со строками из стихотворени€ Ќ. ј. Ќекрасова Ђѕоэт и гражданинї:

»ди в огонь за честь отчизны,

«а убежденье, за любовьЕ

»ди и гибни безупречно,

”мрЄшь не даром: дело прочно,

 огда под ним струитс€ кровьЕ

ћы видим, что лирический герой этого цикла Ц гражданин, мужественно гл€д€щий в лицо миру, принмающий жизнь с открытым забралом. ќн готов к борьбе и понимает, что поко€ быть не может.

ћы убедились, что Ѕлок пишет не историческую картину, а символистскую лирику. ≈го  уликово поле Ц не на донском берегу и не в 1380 году, а вне ремени, в душе человека, таинственно св€занной с иными мирами.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение