Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Чем опасна свобода без ограничений? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», В. Гюго «Отверженные» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Свобода — это ценность, к которой стремится каждое общество. Она ассоциируется с правом на личную независимость, возможность выбора и действий без внешнего вмешательства. Однако в вопросе свободы есть важная оговорка: свобода без ограничений может быть столь же разрушительной, как и её полное отсутствие. Без должных рамок, контроля и ответственности, свобода превращается в хаос, где вместо личного благополучия и развития человека происходят нарушения общественного порядка и моральных устоев.

В этом сочинении я намерен рассмотреть опасности свободы без ограничений, опираясь на примеры из произведений русской и мировой литературы.

Одним из ярких примеров того, как опасна свобода без ограничений, является роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой произведения, Родион Раскольников, молод и амбициозен. Он рассматривает себя как человека, который способен и вправе нарушать законы, действуя по своему усмотрению. В его философии свобода личности заключается в отказе от общественных моральных норм и законов, что он утверждает в своей теории о «великом человеке». Эта идея выражена в его поступке — убийстве старушки, которое он оправдывает необходимостью освободить мир от «бесполезного элемента».

Однако, свобода Раскольникова без каких-либо моральных ограничений приводит к катастрофическим последствиям. Убийство старушки, на которое он решается, не оправдывает его теоретические выкладки. Вместо того чтобы укрепить его, свобода без ограничений становится источником мук совести, внутренней борьбы и психического разрушения. Родион оказывается в том числе и в «тюрьме» собственного разума, где его мысли постоянно возвращаются к его преступлению. Через этот образ Достоевский наглядно демонстрирует, как отсутствие моральных ориентиров в мире свободы может привести к внутреннему разложению личности и утрате духовных ориентиров.

«Я убил, значит, я имею право…» — эта фраза Раскольникова отражает его опасное искаженное понимание свободы, которая, лишенная норм и ограничений, превращает человека в зверя, готового оправдать любые свои действия. В результате, свобода без ограничений не только не приносит освобождения, но и создает невыносимые условия для существования.

Ещё один яркий пример опасности свободы без ограничений можно найти в произведении Виктора Гюго «Отверженные». В этом романе Гюго создает образ Жана Вальжана — человека, который, в силу обстоятельств, потерял веру в справедливость общества и находит в себе силы нарушить закон ради собственной выгоды. Однако, в отличие от Раскольникова, Жан Вальжан в конечном итоге понимает, что настоящая свобода заключается не в безразмерной личной независимости, а в способности служить высшим моральным идеалам.

В противоположность ему стоит Жавер — жестокий полицейский, который, следуя букве закона и отказываясь от гибкости в принятии решений, становится истинным символом свободного, но бездушного и неограниченного служения власти. В этом контексте Гюго показывает, что свобода, лишенная ответственности и моральных рамок, становится инструментом зла и насилия. Жавер, несмотря на свою убежденность в правомерности своих действий, по сути, обретает свободу только в том, чтобы безжалостно преследовать других, не учитывая их человеческой природы. Его действия и жесткость разрушают его внутренний мир, так как он не способен понять, что свобода требует не только прав, но и обязанностей.

Противопоставление этих двух героев, Вальжана и Жавера, еще раз подчеркивает опасность свободы без моральных ограничений. Для Жана Вальжана истинная свобода приходит лишь тогда, когда он начинает действовать с учетом добра и справедливости, а не через отказ от законов.

Таким образом, как произведение Достоевского, так и роман Гюго подчеркивают, что свобода без ограничений ведет к разрушению как личности, так и общества. Без этических норм, моральных ориентиров и законов, свобода превращается в анархию, где каждый поступок оправдывается только личными интересами, что приводит к нравственному падению и социальной дестабилизации. Без внутренней ответственности человек теряет чувство меры и гуманности, и его свобода становится источником боли и страха.

Тема свободы и ответственности крайне актуальна и сегодня. Стремление к безоглядной свободе, игнорирование моральных норм и правил зачастую приводит к конфликтам и разрушению. Лишь при наличии ограничений свобода становится не угрозой, а залогом цивилизованного развития и внутренней гармонии личности.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.