|
«Обыкновенное чудо» Марка Захарова 1 часть (Фильмы и сериалы)ГЛАВНЫЙ ВОЛШЕБНИК Российский художественный фильм «Обыкновенное чудо» Марка Захарова вышел на экраны 1 января 1979 года. Он стал второй экранизацией одноимённой пьесы Евгения Шварца. За 12 лет до неё уже вышла киноверсия Эрнста Гарина, но не обрела успех. Марка Анатольевича Захарова называют главным волшебником советского кино. Ему, как никому другому, всегда удавалось создать уникальную, сказочную атмосферу. «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно» — эти слова из песни мне кажутся главным девизом не только этого фильма, но и многих других работ Захарова. Он мастерски сплетает воедино мир волшебства и обыденности. Эта двойственность создаёт особую ткань фильма, заставляя задуматься о том, где заканчивается сказка и начинается реальность. В этом талант Захарова — в романтичном, местами комичном произведении, поднимать серьезные темы, рассуждать о верности и предательстве, надежде и отчаянии, эгоизме и самоотречении, жизни и смерти. Предложение снять очередную экранизацию пьесы Евгения Шварца поступило режиссёру от руководства «Мосфильма». Оно ожидало, что в новогодний телеэфир выйдет «лёгкий» фильм, где отражены любовь, чудеса и даже лёгкая грусть. Но получилось многогранное, проникновенное, трепетное произведение с философским подтекстом, «сказка на все времена». Работа оставляет неизгладимое впечатление от сценария до актёрского состава и музыкального сопровождения. СКАЗКА ГЛАЗАМИ ЗРИТЕЛЯ Волшебник придумывает для своей жены историю о любви, желая развлечь её. Вымышленные герои становятся реальными и начинают жить в доме супругов. В этот раз Волшебник затеял необычную сказку. Юноша влюбляется в Принцессу, которая отвечает ему взаимностью, но, на самом деле, он — медведь, которого Волшебник превратил в человека. Если он поцелует Принцессу, то снова станет диким зверем. Очарованные миловидностью героев, мы готовимся к лёгкому сказочному финалу, но сюжет закручивается намного сложнее. Мы наблюдаем, как Волшебник хладнокровно играет судьбами других персонажей и даже восклицает своей жене: «Как ты смеешь причитать и надеяться на хороший конец там, где его нет и не будет? Хочешь непременного благополучия, всегда и во всем? Так не бывает!» Отношения человека со временем и собственной смертью & одна из главных тем для Марка Захарова. Зритель, затаив дыхание, наблюдает, что пересилит: любовь или страх? Герои его фильма живут в условиях обратного отсчета до катастрофы. Возлюбленные бегут друг от друга, зная, что первый же поцелуй положит конец их любви. Но потом, не в силах противиться настоящему чувству, готовы встретиться с самым страшным. Также зритель глубоко сопереживает истории любви вечно молодого Волшебника и его жены — обычной, смертной женщины. Как откровение предстают зрителю слова о продолжительности жизни Волшебника: «Я на свою беду бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки», — говорит герой. Он понимает, что ему придётся увидеть старение и смерть жены, от чего ему невыносимо грустно. Как же пережить это герою? Только ценя каждую секунду жизни вместе, наполняя каждый вздох заботой и бесконечной любовью, тем самым стараясь продлить мгновение до бесконечности. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОРОКИ ОТРАЗИЛИСЬ В СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЯХ Эта история не просто романтическая. Здесь примечателен каждый образ, о каждом из них можно долго размышлять. В произведении собрана, казалось бы, на редкость непривлекательная галерея лиц с многочисленными пороками. Например, Король хочет отравить хозяев дома, где его только что приютили, постоянно собирается кого-то наказать или казнить. Несмотря на жестокость, он — заботливый отец, оберегающий единственную дочь. Эмиль и Эмилия расстаются на долгие годы из-за пустяка, хотя глубоко и искренне любили друг друга. Охотник объясняет своему Ученику важность того, что подумают и скажут окружающие о совершённых поступках. Министр-администратор циничен и самодоволен. Он стремится к выгоде и не верит в «высокие чувства». Режиссёр мягко высмеивает пороки героев. Часто они ведут себя эгоистично, подло, расчётливо. Причём, персонажи сами прекрасно понимают, что поступают дурно, порой даже стесняются этого, но в итоге волшебник вынуждает их вспомнить, что честность и любовь — самые главные качества в жизни. В конце каждый герой обретает счастье, благодаря тому, что жертвует чем-либо ради другого. Обычное, повседневное зло в Захаровских фильмах выглядит обаятельным, нелепым и даже милым. ВОЛШЕБСТВО — В ДЕТАЛЯХ Мельчайшие детали создают непередаваемое очарование фильму, захватывают интерес публики, завораживают и открывают зрителю сказочный мир. Они появляются в ключевые моменты и кажется, что это простая неосторожность персонажей. Когда Принцесса говорит о том, кем она является на самом деле, Медведь замирает. В этот момент герой проливает молоко, и оно растекается по всему столу. Весь экран для телезрителя на пару секунд становится полностью белым. Он выглядит как душа Медведя, которая не способна выдержать подобных переживаний, словно туман страха застилает его взгляд. В фильме прослеживается интересная смена кадров: она происходит через огонь, дым, искры. На протяжении всего фильма в переходах также задействован красный цвет (например, камера проходит даже через красный плед). А во второй серии преобладает голубой оттенок, он отражает внутреннее состояние героев. Красный, как горячая кровь, которая кипит в телах возлюбленных, как желание волшебника создать неповторимую сказку и восхитить свою любимую жену, как яркое чувство полного удовлетворения жизнью. Голубой, как неизбежность времени, грусть от разлуки, печаль от одиночества, невозможность примириться с собственным внутренним миром, а также страх предстоящих событий. В фильме очень интересна игра чисел. В любовной паре Медведя и Принцессы преобладает число семь. Семь лет назад волшебник превратил медведя в человека. Мать Принцессы умерла через семь минут после её рождения. Зачастую в художественных произведениях цифра говорит об успехе, счастье. Так получилось и в этой сказке — необратимое печальное событие стало «Обыкновенным чудом». Вообще Марка Захарова называют опасным режиссёром, так как в его постановках всегда находился второй, потайной смысл. Самый яркий пример: Евгений Леонов (Король) остановился в дверном проёме, помахал рукой. Это была прямая отсылка на Леонида Брежнева. Для всей съёмочной группы стало удивлением, что этот момент не вырезали. ТАЛАНТ АКТЁРОВ Несмотря на ограниченный бюджет, минимальное количество декораций и спецэффектов Захарову удалось воплотить сказку. Он собрал на съёмочной площадке одних из самых известных советских актёров: Олег Янковский, Андрей Миронов, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Юрий Соломин, Евгений Леонов. Этот блестящий актёрский состав — неоспоримое достоинство фильма. Каждый из них создал неповторимый образ, который запоминается надолго. Александр Абдулов несколько лет служил в театре «Ленком», но стать актёром кино ему не удавалось. Марк Захаров видел в роли Медведя исключительно Абдулова, поэтому отстоял его кандидатуру, и актёр смог сыграть в фильме главную роль. Стоит ли говорить, как стала велика популярность этого актёра впоследствии. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Красс Внимание! Спасибо за внимание.
|
|