|
Каково влияние золотоордынских, византийских и древнерусских традиций на формирование политической культуры Московского государства? (Школьные сочинения)Становление единого российского государства имело свою специфику. На формирование политической культуры Московского государства воздействовали множественные факторы, к которым можно отнести влияние как соседних стран, так и традиций самой древней Руси. В данном эссе я прослежу, в чём конкретно проявились последствия воздействия данных явлений. Во-первых, трудно не заметить влияние Золотой Орды на политическую культуру Московского государства: именно борьба против татаро-монгольского ига стала толчком к объединению русских земель. Безусловно, к наиболее заметным эффектам от воздействия ига можно отнести, например, уничтожение городов, разорение земель, разрушение системы вече. Однако о влиянии монгольской модели управления государством на Московское государство можно говорить только после освобождения от монголов, сравнивая нашу страну до и после нашествия. Упомянутое ранее вече – это вид народного собрания, позволявшего многим участвовать в решении вопросов и принятии решений. Захват земель монголами лишил русских людей данной возможности. Князи, в свою очередь, были не против того, что на их политику внутри княжества больше не оказывали влияние правители соседних территорий. Такой индивидуализм в политике привёл к тому, что Московский царь обрёл намного больший объём прав, чем имел его средневековый предшественник: царь стал абсолютным правителем, процветало самодержавие. Во-вторых, следует обратиться к европейскому влиянию на формирование политической культуры Московского государства, а именно к вкладу Византии. Многие исследователи называют Византию главной силой средневекового мира, оказавшей воздействие и на другие страны, однако с Русью была особая связь, заключавшаяся в общей исповедуемой религии – христианстве. Единство религии внесло вклад как в духовную, так политическую культуру Московского государства. Это проявлялось, например, в заключении династических браков как способе заключения союзов с Византией и другими государствами Европы. Русь, будущая Московия, очень удачно позаимствовала и другие элементы гибкой дипломатии Византийской империи. Наконец, не стоит отрицать влияние тех традиций, которые сложились на территории древней Руси, на образование политической культуры Московского государства. Такими традициями можно объяснить, почему именно Москва стала центром образования единого государства. Во-первых, так сложилось, что этот город находился в относительном центре территории, на которой располагались все княжества. Это означало удобство связей с другими княжествами и независимость Москвы от внешней политики вследствие далёкого расположения от границ. Это географическое преимущество. Во-вторых, как следует из предыдущего абзаца, религия имела большое значение для русских людей, а Москва как раз являлась центром православия на Руси. Это стало преимуществом для Москвы в духовной сфере жизни общества. В-третьих, в Москве не существовало традиции дробления территории при наследовании: всё княжество доставалось одному преемнику. Были исключить споры при передачи власти наследникам – московские князья проявили большую по сравнению с другими князьями расчётливость при борьбе за власть. Подводя итоги, можно ещё раз сказать, что формирование Московского государства, особенно его политической культуры, оказалось довольно сложным процессом. На него оказали влияние факторы как внешние (Золотая Орда и Византийская империя), так и внутренние (собственные традиции древнерусского государства). Обновлено: Опубликовал(а): Белинская Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|