—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

Ѕиографи€ “олстой ј. Ќ. и роман "ѕетр ѕервый" (“олстой ј. Ќ.)

Ќазад

–оман Ђѕетр ѕервыйї впервые публиковалс€ в журнале ЂЌовый мирї, с перерывами, с 1929 по 1945 год.

¬ это врем€ историческа€ романистика утверждаетс€ в советской литературе. јвторов исторических романов более всего волнуют те периоды в жизни –оссии, которые св€заны с коренной ломкой прежних устоев. “аковы историческа€ эпопе€ ¬€ч. Ўишкова Ђ≈мель€н ѕугачевї (1938Ч1945), исторические романы ј. ѕ. „апыгина Ђ–азин —тепанї (1926Ч1927), Ђ√ул€щие людиї (1935Ч1937) и др. произведени€.

¬ этот р€д встал и роман јлексе€ “олстого о переломном периоде русской истории.

¬ 20Ч30-е годы в исторической беллетристике шла борьба главным образом между Ђроманами-исследовани€миї, где социальный анализ преобладает над художественностью (мог и не преобладать; все же художественность считалась дополнением Ч желательным, но не об€зательным), и натуралистическими романами либо рассказами, где правдоподоби€ пытались достичь через подробнейшее описание быта, нагромождение архаической лексики.   подобному приему Ч использованию ЂвещизмаїЧ прибег еще в начале века в своем романе Ђѕетр и јлексейї ƒ. —. ћережковский, но без успеха: врем€ оживить ему не удалось.

ѕри чтении Ђѕетра ѕервогої поражает мастерство, с которым автор избежал обеих крайностей. „еловек широкий, увлекающийс€, он свои красочные, запоминающиес€ читателю описани€ строит на скупых, со вкусом отобранных детал€х. ≈му достаточно назвать какой-то один признак вещи, один жест геро€. Ќо этот признак Ч главный, этот жест Ч характерный.

„то же касаетс€ Ђромана-исследовани€ї, то здесь дело обстоит сложнее. ƒействительно, тер€ет ли в исторической достоверности роман јлексе€ “олстого из-за того, что в нем действуют вымышленные герои, а реально существовавшие личности говор€т слова, которых они не произносили? ѕисатель иногда смещал последовательность событий. Ќапример, впервые ѕетр посмел надеть немецкое платье дл€ визита на  укуй лишь после смерти патриарха »оакима; в романе живописна€ сцена выписки молодому царю Ђнакладных волосї отнесена к более раннему времени. —ам патриарх, на заседании думы, по воле автора читает текст, в действительности включенный в его завещание. »ногда јлексей “олстой подробно излагает одни событи€, а о других Ч исторически, возможно, более важных Ч сообщает чуть ли не скороговоркой. Ќеудач ному первому јзовскому походу ѕетра посв€щена вс€ шеста€ глава первой книги; второму же, победному, пол-абзаца. ѕо традиции (и по наличию документов) детально описано пребывание цар€ в —аардаме, длившеес€ всего восемь дней, Ч за это врем€, вопреки легенде, ѕетр даже плотничать не успел бы научитьс€; о двух с половиной мес€цах, проведенных в јнглии, где ѕетр получил гораздо более нужные ему знани€ инженера-кораблестроител€, рассказано на одной странице.

Ќо јлексей “олстой знал свою задачу. ќн писал роман, а не исторический трактат. Ћитератор имеет право на воображение, на отход от документальности. ƒл€ завлекательности иной автор может развернуть несущественный эпизод или даже придумать авантюру, чтобы поразить воображение читател€, прибавить кровожадности герою, забыв совет ѕушкина: Ђќбремен€ть вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено и не великодушної.  азалось бы, ѕетр Ч самый подход€щий кандидат в Ђкровавые героиї: подозрительный эпилептик, сыноубийца, возможно, отцеубийца (ѕетр пытал —трешнева, чтобы узнать, действительно ли тот отец ему); одних стрелецких казней достаточно дл€ писател€, желающего разлить побольше крови по страницам романа.

ѕосмотрим, как обращаетс€ с этими исторически верными фактами јлексей “олстой. ѕрежде всего он должен был показать ѕетра Ч строител€ государства. Ќепри€тные, даже патологические черты личности ѕетра его интересуют меньше. јлексей “олстой любил свою родную историю такой, какою она была: за то, что в ней жили, страдали и радовались, убивали и умирали и творили эту историю люди, предки писател€ и читател€. јлексей “олстой видел их слабости, видел пороки и созданного ими государства, и задавленного этим государством народа. ѕоэтому из неидеальных черт ѕетра он выбирает дл€ наиболее подробного описани€ пь€ный разгул, грубость; постепенно, по мере роста государственной значимости ѕетра и со все большей огл€дкой автора на современную параллель царю, эти черты в характеристике образа стираютс€. ќтмеченные многими современниками припадки цар€ свод€тс€ в романе к дерганию щекой в минуты наибольшего волнени€; истерическому приступу отвод€тс€ только один-два эпизода. ƒл€ стрелецких же казней писатель мастерски использует слегка обработанные им подборки из документа (свидетельства секретар€ австрийского посольства); авторска€ эмоци€ в этих сценах отсутствует.

—вое понимание смысла событий автору легче показать через Ђнеисторическиеї лица, созданные воображением. »х Ђиеисторичностьї “ќЋ№ ќ в том и состоит, что о них нет упоминани€ в документах того времени. ќднако если судьбы известных де€телей автор не имеет права изменить, что придуманных им самим героев он может провести сквозь такие ситуации, где заметнее всего выражена Ч пусть не всегда пон€тна€ им, но €сна€ дл€ нас Ч суть времени, в котором они живут.

ѕо историческому роману нельз€ изучать историю. Ќо ощущение истории он может дать порой более €ркое, чем ина€ строго научна€ работа. Ќужно только, чтобы писатель сам пережил это врем€, как свое, нужно, чтобы Ч в меру своего таланта Ч он вовлек в сопереживание с ним и читател€.

ћера таланта јлексе€ “олстого была велика. ѕотому-то, при всей социальной неоднозначности писательской личности, роман его дает нам почувствовать, что и мы живем в истории, что она не прерываетс€. ѕотому-то этот роман с неослабевающим интересом читают сейчас, будут читать и в том историческом времени, что продолжитс€ после нас.

»сточники:

  • “олстой ј. Ќ. ѕетр ѕервый: –оман/¬ступ. ст. —. —ерова.Ч ћ.: ’удож. лит., 1990.Ч637 с.

  • јннотаци€:

    ¬ историческом романе ј. Ќ. “олстого {1883Ч1945) Ђѕетр ѕервыйї показан один из переломных моментов в истории –оссии, когда, по словам автора, зав€зывалс€ Ђрусский характерї.

    ѕерва€ книга романа посв€щена борьбе ѕетра и его сторонников с традици€ми старомосковской –уси. ¬о второй Ч рассказываетс€, как в войнах с внешними врагами крепнет новое –оссийское государство. “реть€, неоконченна€ книга, повествует о победах –оссии в —еверной войне. ”мело пользу€сь €зыком петровского времени, ј. Ќ. “олстой воссоздает образ главного геро€ и дух эпохи.

    ќбновлено:
    ќпубликовал(а):

    ¬нимание!
    ≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    “ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

    —пасибо за внимание.

    Ќазад
    .


    –≈√»—“–ј÷»я
      вход

    ¬ход через VK
    забыли пароль?

    ѕроверка сочинений
    «аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение