Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ романа «Метаморфозы, или Золотой осел». Роль вставных новелл (Античная литература)

Наиболее известный и любопытный памятник литературы 2 века н. э. «Золотой осел» Апулея. Во вступлении автор называет роман «греческой повестью» и отмечает, что он написан в «милетском» стиле. Произведение представляет собой переработку «Лукия или осла» Лукиана. Переработка Апулея отличается рядом признаков: «Золотой осел» значительно больше по объему греческого «Лукия или осла», имена в романе латинизированы (Лукий-Луций), роман Апулея отличается своеобразием композиции и концовкой (вмешательство Исиды).

В произведении присутствуют многочисленные вставные истории и рассказы, которые не связаны с основным сюжетом. Роль вставных новелл не просто орнаментальная. Они обеспечивают читателю необходимый фон для понимания повествования романа.

В философии Платона было учение о тройственной иерархии мироздания и аналогичном этой иерархии устройстве человеческой души. Всякая душа — трехчастна.

Так, в романе аллегорически воплощаются платоновские представления о трехчастной душе. Сущность худшей части души в иносказательной форме иллюстрирует порочный и преступный мир. Вставные истории с разбойниками, ведьмами и развратниками отражают страшный мир, откуда человеку впору бежать. Души этих персонажей воплощают собой всевозможные пороки и жестокости, т. е. само зло. Смысл жизни разбойника — грабеж и убийство. Так же непристойно ведут себя ведьмы, которые с помощью магии творят «злодейские чудеса». Так отозвался о них старик-глашатай: «Никто не может даже перечислить, к каким уловкам прибегают эти зловреднейшие женщины ради своей похоти». Творить зло для таких людей — внутренняя необходимость: они осознают в себе своего рода «призвание ко злу». Например, во второй вставной истории Телефрон нанимается караулить труп супруга одной богатой вдовы от бесчинства колдуний. В итоге молодой человек сам оказывается изуродован коварными колдуньями. Охраняя труп ночью, он, «мертвецки сонный», откликнулся на свое имя (звались они с покойным мужем одинаково) и был изувечен вместо трупа.

Григорьева отмечает, что в расположении вставных новелл в романе можно рассмотреть своеобразную двухступенчатую градацию «зла». До сказки об Амуре и Психеи расположены новеллы, в которых активность принадлежит «неисцелимым преступникам» (ведьмы и разбойники). А после — рассказы о мельниках и огородниках, менее порочных и злых по своей сущности. Неконтролируемое желание и страсть оказываются причинами их преступлений. Наглядным примером может послужить история Тразилла. Его любимая девушка Харита вышла замуж за другого мужчину. Тразилл как «человек порывистый» и «безрассудный» задумал убить Тлеполема. За свое злодеяние он был ослеплен обезумевшей от горя Харитой и живьем замурован в гробнице с супругами.

Идею средней части души аллегорически раскрывает сказка об Амуре и Психее. Психея тяготеет и к божественному началу, Амуру, и к смертному началу, воплощенному в её двух сестрах. Она, как и Люций, становится жертвой своего неосторожности.

Герой «справляет победу над судьбой», преодолевает чувственность благодаря посвящению. Теперь, после внутреннего очищения герой стал человеком и по своей сущности.

Таким образом, вставные новеллы романа имеют нравоучительную функцию. Все пороки и преступления, с которыми Люций столкнулся на своем пути, помогли ему выработать нравственную позицию. Герой Апулея постепенно осознает ценность моральных критериев в человеческой жизни. Но прежде чем произошло духовное обновление героя, он должен был пройти долгий и трудный путь, как бы совершить странствие по жизни. До превращения в осла Люций жил подобно скоту, только в обличье человека. А превратившись в осла, внешний облик героя романа стал соответствовать его внутренней сущности. Этой метаморфозой автор подтверждает, что порочная человеческая душа требует очищения и перерождения. Такова нравственно-религиозная идея романа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.