Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Души «живые» и «мёртвые» по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

40-ые г. XIX в. — расцвет реализма в классической российской литературе. Одним из известных произведений того периода, впоследствии ставшее культовым и известным на весь мир, является поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Основная тема поэмы — нравы и пороки человека, жизнь российского общества 30-ых гг. XIX в. Николай Васильевич хотел, подобно «Божественной комедии» Данте, создать триаду об этапах нравственной перестройки общества. «Вскрытие» пороков, осознание и переосмысление, изменение своей жизни —задумка Гоголя.

Но миру суждено было увидеть только «Ад».

«Мёртвые души». О каких «мёртвых» душах идет речь на самом деле? На протяжении всего произведения герои говорят о мертвых душах крестьян, которые еще числились в рядах живых до новой ревизии. Но об этих ли душах говорит Гоголь? Павел Иванович, навещая одним за другим помещика в одном из провинциальных городов, пытается нечестным путем нажить себе состояние. Каждый из помещиков погряз исключительно в своих мелочных интересах, пытается возыметь выгоду с продажи мертвых крестьян, получить деньги «из воздуха». Знакомясь с новыми крепостниками, Чичикову в полной мере открывается понимание духовной скудности всего российского помещичества. Казалось бы, совершенно разные представители чиновнической среды, что можно заметить и по внешнему описанию, и по манере общения, и по характеру быта, объединены в общий портрет — корыстного и хитрого помещика России того времени, где каждый любым, даже безнравственным путем, пытается получить прибыль.

Чем дальше едет Чичиков, тем более морально опустившихся представителей чиновничества встречает путник. Путь, по которому навещает Павел Иванович чиновников сопоставим с социальной лестницей, идущей вниз. Первым, кого навещает Чичиков, является Манилов. На первый взгляд, Манилов отличается гостеприимностью, приятностью во внешности и общении. С большим интересом ведает о своих планах по благоустройству своего участка. Но, не смотря на это, хозяйство Манилова находится в полном упадке, ведь он им не интересуется. Также не ведет учет умерших крестьян. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года», — особой образованностью и стремлением к знаниям Манилов не отличался. Таким образом, за приятной внешностью скрывается полная пустота и безынициативность. Последним же помещиком, которого навещает Чичиков, является Плюшкин – пример абсолютного забвения человеческой личности. За подобным нравственным падением скрывается личная трагедия. Овдовев, а после, потеряв детей, которые отвернулись от него, старик и вовсе сходит с ума. «Если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик...». Плюшкин — неряшливый, скупой и недоброжелательный человек. Именно бессмысленное накопительство привело в упадок его хозяйство, разорило Плюшкина. Вещь становится для него дороже человека. Таким образом, «мёртвыми» в душе, морально и нравственно является помещичье общество. От Манилова — беспочвенного мечтателя и бездельника — до Плюшкина — скупого и жадного человека — представлено все горькое разнообразие действительности российского помещичества, что говорит о скорых переменах в общественной жизни — отмене крепостничества.

А за кем тогда видит силу, «жизнь» российского общества Гоголь? Симпатия Н. В. Гоголя на стороне русского крепостного народа. Крепостничество являлось тяжелой ношей для обычного крестьянина, он был буквально им задавлен, но не утратил своего нравственного стержня. Лучшие черты крестьян, собираются в национальный русский характер: мастерство своего дела, острота ума, глубина чувств и широта души. Именно в простоте народа, его искренности и чистоте души скрывается настоящая жизнь и эмоции. К сожалению, очерствелому помещику уже не дано «жить», ведь он очернён жаждой наживы и корыстностью.

Таким образом, истинная «жизнь» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» подразумевает под собой не физическое состояние, а внутренние побуждения и качества личности. Духовно «мертвы» представители помещичьего общества России 30-40-х гг. XIX в. На примере судьбы Плюшкина можно сделать вывод, что духовно пустым человек становится со временем, когда начинает подчиняться господствующим в обществе законам и предаёт убеждения юности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.