Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ произведения Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» (ЕГЭ по литературе)

Автор: Фазиль Абдулович Искандер (1929 - 2016).

Название: «Тринадцатый подвиг Геракла»

Жанр: рассказ

Год написания: 1964 г.

Тематика и проблематика: воспитание детей; проблема трусости, честности и вранья, справедливости, нравственного выбора.

Значение, смысл названия: подвиг – это смелый поступок, совершенный с целью спасения других. В древнегреческой мифологии известны двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Таким образом, в произведении сравнивают поступок главного героя с несуществующим подвигом. Также учитель обращает внимание на то, что Геракл совершил свои подвиги из смелости, а главный герой – из трусости. Поступок вроде есть, но подвигом это не назовешь.

Идея, смысл произведения: не нужно скрывать правду, а тем более врать, потому что «ложь всегда становится явной».

Также автор показывает, что для правильного воспитания детей необходимо выбирать подходящие методы.

Авторская позиция заключается в том, что, пропуская ситуацию через смех, шутки, человек может понять свою ошибку и не допустить ее в будущем.

Персонажи: рассказчик, ученик 5 «Б»; Харлампий Диогенович, учитель математики; Сахаров; Комаров; Авдеенко.

Краткое содержание:

Повествование в произведении ведется от лица главного героя, ученика 5 «Б» класса. В самом начале говорится о том, что в школу устроился новый учитель математики, которого зовут Харлампий Диогенович. Он сильно отличается от своих коллег не только внешним видом и характером, но и методами воспитания детей. На его уроках была строгая, образцовая дисциплина, которую никто не решался нарушить. Учитель математики никогда никого не заставлял заниматься, ни на кого не ругался, не ходил между рядами во время контрольных работ и т. д. «Все эти штучки были ему ни к чему», его главное оружие – делать человека смешным. Если кто-то делал что-то не так или нарушал правила, дисциплину на уроке, то ему давалось какое-либо прозвище. В результате нарушитель был высмеян и больше не желал подобное повторять. Харлампий Диогенович никого не выделял, никто не имел привилегии, каждый мог быть высмеян. Наш главный герой, рассказчик, не оказался исключением.

Как-то раз главный герой не выполнил домашнее задание, потому что задача была запутанная и сложная. Однако перед началом урока, оказалось, что задачу решили практически все. Главный герой не знал, как спрятать свое волнение. Когда врач и медсестра искали 5 «А», чтобы сделать детям прививки, и по ошибке зашли в 5 «Б», главный герой решает сорвать урок, чтобы не получить плохую оценку. Так он предлагает помощь в поисках «А» класса, затем убеждает провести вакцинацию сначала в «Б», что в итоге удается. Потом главный герой стремится вызвать «скорую помощь», когда его одноклассник упал в обморок после прививки. Однако все эти события проходят очень быстро, поэтому до конца урока еще остается время. Конечно, Харлампий Диогенович уже догадался об идее главного героя.

Когда врачи ушли, учитель начал рассказывать о существовании в древнегреческой мифологии двенадцати подвигов, совершенных Гераклом, а также о том, что один молодой человек захотел изменить это, совершив тринадцатый подвиг. Вот только если Геракл совершал свои подвиги как храбрец, то этот человек – из трусости. После этого Харлампий Диогенович вызвал к доске главного героя. Как бы ученик не старался потянуть время, звонка с урока так и не было. В итоге он не смог ответить домашнее задание.

Заканчивается произведение тем, что рассказчик говорит о том, что произошедшее событие помогло ему серьезно и ответственно относиться к делам. Также он рассуждает над методом воспитания Харлампия Диогеновича: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.