Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв). (Итоговое сочинение (декабрьское))

Прежде чем говорить о том, кто достоин счастья, в чём секреты его обретения, следует задаться вопросом: «А что такое счастье?» Согласно статье, приведенной в толковом словаре С.И.Ожегова, «счастье – это: 1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. успех, удача.»

Таким образом, счастье – это высшее проявление человеческих чувств. Это та единственная жизненная константа, к которой человек стремится, то состояние, то предвосхищение чуда, великих возможностей, когда всё кажется незначительным.

В такие моменты под силу увидеть не окно, не забрызганные дождём деревья, но «маленький голубой шарик с длинным хвостом, и «…гигантскую чечевицу галактики, косо и мёртво висящую в мерцающей бездне, когда под силу перекроить весь мир…»

Быть может, поэтому главное условие счастья – его недоступность? И именно поэтому человек хватается за его тонкие (тоньше острия иглы) осколки, небрежно размётанные по жизненному пути чьей-то всесильной рукой.

Но, как бы то ни было, человек не перестаёт надеяться на счастье, преодолевает любые трудности, бьётся в силках жизни, чтобы ещё раз, хоть на единое мгновение, но поймать тонкую, хрупкую, мгновенно исчезающую частицу счастья.

Одним из проявлений истинного, высокого счастья (я не говорю о счастье гедонистическом) является постоянное и бескорыстное служение людям, стремление сделать их счастливыми, порой забывая о себе, своих потребностях и нуждах. Таких людей во все времена было немного, и называли их праведниками, Божьими людьми, святыми. Они были жизнью и сердцем, духовным центром человеческого общества, его оголённым нервом, остро чувствующим несправедливость и неправедность мира. И потому неудивительно находить их отражения в произведениях авторов тех эпох, в которые эти праведники земли русской жили.

Не стал исключением и кровавый, богатый войнами и бедами 20-й век.

Появилась Маргарита Николаевна, продавшая душу Дьяволу, чтобы спасти своего единственного Мастера. Знала ли она, понимала ли весь ужас своего поступка? Да, разумеется. Иначе и быть не могло. Неслучайно же из более чем сотни Маргарит, живших в созданной Булгаковым Москве, лишь одна отправляется на Великий бал Сатаны – надо уметь жертвовать собой, какой бы ни была жертва. Душа или рука, которой касались сотни губ убийц, висельников и насильников, - не имеет значения. Главное – уметь принести эту жертву, осчастливить наклоном головы или улыбкой всех обречённых на вечное страдание.

Можно принести в жертву тёмным, запертым в клетки своих страстей людям всю свою жизнь, всю без остатка, чтобы осветить им путь, даже если они (люди) более достойны смерти.

«Что сделаю я для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Не спорю, есть и другие способы нести людям свет, но подвиг, самопожертвование Данко есть ярчайший пример того, что если людям может светить только живое, кровоточащее сердце, если только свет сердца человеческие глаза способны различить в кромешной тьме, то пусть светит. «Оно пылало так ярко, как солнце, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям». Ибо нет огня ярче и сильнее огня, данного людям любовью ко всем, кто нас окружает, вне зависимости от того, кто эти люди и как они поступят с тобой позже. Вознесут или растопчут осторожно ещё горящее сердце – это не столь важно.

Важно лишь то, что люди видели этот свет жертвенной любви и помощи людям, и он не был напрасным, он осветил всё и вокруг, и внутри, в душах людей.

Ещё в первой половине двадцатого века мать Тереза, ставшая при жизни живым символом самопожертвования и любви к людям, сказала: Только растрачивая себя, человек становится богаче». Как это справедливо в отношении счастья.

Нельзя быть счастливым, когда вокруг тебя слёзы и боль. Хотя… Может быть, и можно, ведь все мы по-разному понимаем счастье, его суть и проявление.

И кому, как ни Дмитрию Сергеевичу Лихачёву, свидетелю строительства социализма, понимать всё значение и глубину слова «счастье». Как известно, социализм по своей сути «перещеголял» нацизм – при социализме гибли не только люди, под скальпель легли души. И пошли по эпохе здоровые, сильные тела со смертельно изломанными душами, источенными болью и страданием.

Тогда-то и становится жизненно важным подлинный смысл человеческого счастья – менять мир вокруг себя, нести его, счастье, людям, помогать им встать на ноги, не затеряться в море жизни.

Примерами подобного служения людям могут служить многие герои произведений военных лет. И немец-врач, который «и в плену, и в потёмках знал своё великое дело», и Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова, - прошедший всю войну, искалечивший свою душу о её острые шипы и встретивший мальчишку, который стал для Андрея самым дорогим человеком на свете.

Пригрев на груди маленького Ванюшку, фронтовик изменил всю отведённую маленькому человеку жизнь.

Кто-то, как Андрей Соколов, меняет мир для других раз и навсегда, одним крутым поворотом. А кто-то ведёт тихую, незаметную жизнь, создавая маленький оплот правды и духовной чистоты.

Такой была Матрёна Васильевна – тихий праведник коренной «нутряной России». Пожилая женщина прожила всю свою жизнь, не поступаясь законами божьими и считая их куда выше законов и мнений людей.

Не умея отказывать людям, отталкивать от себя грубым словом, Матрёна прожила долгую жизнь, оставаясь безгрешней своей колченогой кошки, та хоть мышей душила.

Но под занавес жизни многие напасти обрушились на голову этой смиренной женщины: сломали горницу, сбрела со двора кошка, будто признав дом мёртвым.

Так Матрёна, бескорыстная, трудолюбивая, всегда готовая прийти на помощь и искренне радовавшаяся за других, осталась в разорённой избе, лишённой навершия.

А после смерти Матрёна стала совсем лишней, даже горевали о ней по «холодно-продуманному, искони заведённому порядку». Никому не ведомо было, что ушёл из окрестностей Торфопродукта тот единственный «праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город, Ни земля наша». А без праведника невозможна жизнь тех, чьи предки долгие века, из поколения в поколение верили в Бога.

Все эти произведения принадлежат разным авторам, творившим в послевоенные годы, в эпоху расцвета социализма, когда безжалостно уничтожалось всё вредное или просто не восхвалявшее советскую действительность ( в этом отношении социализм – реальное недоделанное воплощение антиутопии Евгения Замятина в романе «Мы», от которого предостерегали и Оруэлл, и Хаксли – зарубежные писатели-антиутописты).

И, наверное, потому на, если угодно, литературной арене возникают герои, несущие с собой не рыночные отношения и насильственную «уравниловку», а свет и тепло обычных человеческих отношений, даря всех себя, свои жизни, сердца и души. Это и объединяет фронтовика, ведьму, Данко и Матрёну Васильевну – все они когда-то раз и навсегда поняли одну простую и великую истину: жить только для себя невозможно, жить - значит гореть для других.

И пусть их имена и дела, как имена сотен других, жертвовавших собой ради счастья людей, сотрутся со страниц истории и из человеческих жизней быстрее, чем имена и дела кровавых деспотов. Но их жизни, мысли, поступки, пусть на краткий миг осветят путь, по которому пройдут иные носители счастья, иные вечные волонтёры самопожертвования и жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.