Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




12. Мотив времени в «Вишнёвом саду» А. П. Чехова (ЕГЭ по литературе)

Комедия А. П. Чехова "Вишнёвый сад" была написана автором в реалистическом направлении. В ней автор описывает жизни людей, которых можно отнести к таким течениям времени, как прошлое, настоящее и будущее. А. П. Чехов раскрывает пороки общества через собирательные образы героев.

Владелица родового гнезда и вишнёвого сада Любовь Раневская и её брат Гаев — люди прошлого. Они выросли во времена дворянской России, и на протяжении комедии герои беспрестанно вздыхают о том, что было давно. Они не способны заниматься трудом, потому что рядом с ними всегда были слуги, готовые исполнить любое поручение.

Фирс также является представителем прошлого времени: он остался при хозяевах в то время, когда отменили крепостное право и крестьянам дали вольную. Вся жизнь старого героя заключалась в служении Гаевым-Раневским. Например, Фирс напоминает Леониду Андреевичу о том, что ему надо надеть пальто: "Фирс (Гаеву). Извольте, сударь, надеть, а то сыро". Тот же слуга "кладёт подушечку" под ноги Раневской. Эти эпизоды иллюстрируют пороки и светского общества дворянской России, и простых крестьян. Брат и сестра тратят финансы нецелесообразно: она "сорит деньгами как сумасшедшая", а Гаев "состояние проел на леденцах". Стоит отметить, что эти герои имеют и положительные качества характера: и Раневская, и Леонид Андреевич способны сочувствовать ближнему и помогать окружающим. Во втором действии Любовь Андреевна даёт прохожему "золотой", а Гаев в развязке комедии порицает расточительство сестры ("Гаев. Ты отдала им свой кошелек, Люба. Так нельзя! Так нельзя!"), но позднее показывает любовь к ней: "Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя...". Чувства и воспоминания — всё, что осталось у этих персонажей. Судьба Фирса трагична и символична, потому что А. П. Чехов пишет о том, что старого слугу заперли в пустом доме и уехали, автор намекает на скорую гибель нравов, оставшихся от дворянской России. По мнению писателя, жизнь таких людей, как Раневская, Гаев и Фирс невозможна в будущем.

Лопахин, представитель настоящего времени в "Вишнёвом саду", относится к типу "героя-предпринимателя". Ермолай Алексеевич, с теплотой вспоминая детство и молодую Раневскую, искренне хочет помочь Любови Андреевне сохранить имение, разделив вишнёвый сад на участки для дачников: "...Но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть...". Лопахин до "двадцать второго августа" пытается склонить героиню к этому решению, потому что он неравнодушен к её судьбе. Это характеризует Ермолая Алексеевича как благодарного человека с бескорыстными намерениями. Однако, в третьем действии пьесы герой, не дождавшись разрешения Раневской на осуществление "проекта", выкупает и имение, и вишнёвый сад. Стоит отметить, что в конце этого эпизода Лопахин "смеётся" и "хохочет" от того, что ему удалось приобрести дом, в котором "дед и отец его были рабами", "их не пускали даже в кухню". Автор делает акцент на излишней эмоциональности героя, используя ремарки, для того чтобы указать на его сухой денежный расчёт и интерес. Он имеет такие контрастные черты характера, как желание помочь ближнему и эгоизм, зацикленность на размере заработка и целеустремлённость. Автор не принимает жизненную позицию персонажа и исключает возможность нахождения в будущем таких людей, как Лопахин.

К будущему времени можно отнести Аню и Петю Трофимова, самых молодых персонажей произведения. Герои обладают общими чертами характера: мечтательностью, надеждой, способностью смотреть вперёд и мыслить смело. Например, во втором действии Трофимов рассуждает о прогрессивном обществе, о том, что "человечество идёт вперёд, совершенствуя свои силы". Его речи оказали влияние на мышление Ани, которая в развязке пьесы восторженно уверяет мать в начале "новой жизни" и "радостно" рвётся "в дорогу", несмотря на недавнее событие, продажу имения. В то же время герои не представлены автором как надёжное поколение будущего, потому что ни дочь Раневской, ни Петя не видели настоящей взрослой жизни. Аня постоянно находилась при матери, а Трофимов в двадцать шесть лет не планирует заканчивать учёбу. Например, во втором действии Лопахин называет Петю "вечным студентом": "Ему пятьдесят лет скоро, а он всё ещё студент". А. П. Чехов иронизирует над образом жизни героя, над затянувшимся процессом обучения. Несмотря на его духовное развитие, персонаж не приспособлен к труду и зарабатыванию средств на существование. "Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!" — восклицания Ани звучат комично, потому что она ещё не видела настоящей жизни, ей всего семнадцать лет. Автор воплощает в этих образах молодое поколение на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Целеустремлённость и ясность мысли дочери Раневской и "облезлого барина" противопоставлены А. П. Чеховым самонадеянности, мечтательности и незнанию суровых реалий жизни.

Мотив времени играет важную роль в комедии "Вишнёвый сад". Используя его, А. П. Чехов показал три поколения России двадцатого века и степень их приспособленность к жизни, автор раскрыл положительные и отрицательные качества представителей дворянской России, личностей на рубеже веков и возможных вершителей будущего.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.