Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Чацкий и фамусовское общество — конфликт двух эпох (Грибоедов А. С.)

В комедии «Горе от ума», написанной накануне восстания декабристов, Грибоедов отразил противоречия своего времени. После Отечественной войны 1812 года передовая русская интеллигенция всё смелее выступала против самодержавия и видела острую необходимость в изменении политического строя России. Хотя Грибоедов не разделял идею о насильственном методе общественных преобразований, его тоже волновали пороки, что царили в крепостнической Российской империи. Комедия писателя-патриота стала гневной сатирой на консерватизм помещиков-крепостников. Мировоззрению представителей старой эпохи Грибоедов противопоставил прогрессивные взгляды дворянской молодежи.

Он столкнул в неразрешимом конфликте выразителя идей декабризма Чацкого с фамусовским обществом, которое противилось любым нововведениям.

Уходящую эпоху представляют в пьесе гости в доме Фамусова и сам хозяин. Софью тоже стоит отнести к этому лагерю, ведь она унаследовала мораль своего окружения. В целом о представителях фамусовского общества Грибоедов отозвался совсем не лестно. Он сказал, что в пьесе 25 глупцов и лишь один здравомыслящий человек. В самом деле, стоит ли называть умными тех, кто оценивает достоинства человека не по его нравственным качествам и образованию, а по его чину, связям, богатству и положению в обществе. Фамусов может представить женихом своей дочери только того, у кого наберётся тысячи две крепостных. О доброте, благородстве, уме и других положительных достоинствах человека даже не идёт речи.

Круг жизненных интересов представителей старой русской аристократии очень ограничен. Здесь всем правит желание сладко жить. Поэтому первичны заботы о карьере, наследстве, выгодных браках. Служба Отечеству сводится к желаниям «чины добыть» и «награжденья брать». Формально относится к службе и Павел Афанасьевич Фамусов, занимающий довольно высокий пост. Грибоедов упоминает о том, что выгодные должности представителям дворянства достаются не за деловые качества, а получаются путём родственных или выгодных в обществе связей. Не зря Павел Афанасьевич говорит, что при нём чужие служащие очень редки, больше он приближает деток сестры и свояченицы. Аналогичным образом добился положения в обществе и Скалозуб. Репетилов же безбедно живёт за счёт выгодного брака. Молчалин ставит на первое место в жизни выгоду, пытаясь угодить всем, кто может принести пользу. Все эти герои – непримиримые враги просвещения и прогрессивных нововведений. Они бояться разрушить устоявшиеся традиции, дающие им право власти и благополучной жизни. Этого же опасаются графини Хрюмины, старуха Хлестова, Тугоуховские и другие представители фамусовского общества. Старому дворянству нравится проводить время «в пирах и в мотовстве».

Обличение устаревших аристократических взглядов звучит в многочисленных высказываниях Александра Андреевича Чацкого – представителя новой эпохи, дворянина с иной моралью. Чацкий судит о человеке по его стремлению к знаниям, честности, благородству, желанию «служить», а не «прислуживаться». Он независим от мнений общества, не признает авторитетов, не пользуется связями. Это настораживает и пугает консервативных аристократов, ведь Чацкий посягнул на их святые ценности. Они с готовностью признают ненормальность Александра Андреевича, заметив, что его поведение нетипично.

Чацкий также обличает антигуманное поведение крепостников, которые могут преданных им крестьян обменять на борзых собак, легко разлучают детей с матерями, торгуют людьми. Критике героя подвергается преклонение светского общества перед всем иностранным. Чацкий считал это рабским подражанием и жалел, что знать забыла о национальной самобытности. Он беспощадно высмеивает косность дворян, которые черпают знания из «забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Но идеи просвещения и гражданского воспитания вызывают негодование света. Чацкому трудно в одиночку отстоять свои убеждения, ведь в конфликт втянуты «век нынешний и век минувший».

В России того времени на самом деле происходило столкновение двух эпох. Идейные убеждения Чацкого рождены духом перемен. В его словах чувствуется сила нового поколения молодых людей, которые не требуют «ни мест, ни повышенья в чин», а честно служат делу своей Родины. Во все исторические эпохи существовал конфликт между старым и новым поколением. Эта проблема и сейчас не утратила актуальности, как и комедия «Горе от ума».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.