Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ сборника Житкова «Морские истории» (Литература XX века)

В них автор рассказывает о жизни и труде на море. Опираясь на личный опыт, Житков рисует быт моряков, их характеры.

А) Я считаю, что название «Утопленник» больше приковывает внимание не на героическом поступке мальчика, а на том, чем ему это обернулось, на характере самого утопленника и его матери, что более ясно передаёт проблематику произведения. Главный герой — решительный и храбрый («Откуда силы взялись! Я мигом подплыл»), готов бескорыстно помочь человеку, рискуя жизнью. Он воспринимает спасение как свой долг и отказывается от наград. Федя — ухоженный («молодец молодцом, с прической на пробор, пиджачок»), во всём беспрекословно слушается свою мать.

Герою рассказа не требовалась никакая благодарность от Феди и его матери, но моральные принципы Фединой матери были таковы, что она должна была обязательно отблагодарить спасителя её сына, иначе она

боялась, что с Федей снова случится беда. Главная мысль рассказа заключается в том, что людям с разными взглядами на жизнь трудно найти общий язык.

Б) В рассказе «Джарылгач» на передний план выходит психология ребенка, который буквально понял слова матери по поводу новых штанов ("Порвёшь— лучше домой не возвращайся!"). Опасаясь наказания, он уплывает на корабле вместе с командой моряков. Здесь он проявляет себя как человек слова. Уговаривая моряков взять его с собой, мальчик обещает выполнять всё, что ему скажут, и когда корабль сел на мель, он отважился плыть на берег, чтобы завязать канат вокруг знака. Этим он помог морякам снять парусник с мели. Оказавшись один на пустынном острове, мальчик проявил самостоятельность, что помогло ему найти путь к спасению. Со сменой композиции в рассказе меняется и отношение Мити к происходящему. В порту он ведет себя аккуратно, стараясь не испачкать штаны. Однако, когда он попадает на «дубок», и штаны уже испачканы, Митя вживается в роль матроса. Оказавшись на берегу, его уже не влечет жизнь на корабле, и он решает искать путь домой.

В) Для изображения характера капитана автор строит его внутреннюю и внешнюю речь так, чтобы показать его спокойствие и рассудительность, он шутит для того, чтобы успокоить людей ("Он дурак, — подумал капитан. — Это самые опасные люди", "Этот длинный — спичка в соломе", «— Нельзя, чтобы знали пассажиры. Их двести пять человек. Начнется паника. Тогда мы все погибнем раньше, чем пароход. Надо сейчас проверить», «— Мадонна путана! — выругался капитан и сейчас же сделал веселое лицо. — Как вы меня напугали! Почему вы бродите один? Там наверху веселее. Вы поссорились там?»). Также особое значение имеет убийство паникера и испанца: автор показывает нам, что ради спасения пассажиров капитан готов на крайние меры. Изначально произведение называлось «Было давно». Я считаю, что автор сменил название для того, чтобы привлечь внимание читателя к судьбе механика, к его ошибке и искуплению через труд и смерть. Это и есть центральная тема рассказа: жажда наживы порой приводит к катастрофическим последствиям. В финальной сцене автор изображает отношение капитана к кораблю, как к живому существу («Ему было больно: горит живой пароход»), он рисует его слёзы, слёзы капитана, спасшего больше двух сотен человек.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.