Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Значение евангельского сюжета в рассказе «Студент» (Чехов А. П.)

Рассказ А.П. Чехова «Студент» был написан в 1894 году. Автор называл его самым любимым. Именно в нем затрагиваются вечные вопросы о жизни и поисках её смысла, о добре и зле, о человеческой силе и слабости, о предательстве и раскаянии. И самое главное, он раскрывает сущность взаимоотношений Бога и человека благодаря наличию яркой аллюзии на библейский сюжет.

Ключевое значение в изучаемом рассказе играет приведенный отрывок из Святого Евангелия, который занимает центральное место в композиционном построении, проходит через смысловой контекст всего повествования и помогает глубже осмыслить авторскую задумку.

Кроме того, в нем присутствуют косвенные параллели со Священным Писанием.

Вообще, для прозы Чехова характерно внутреннее «подводное течение», раскрывающее образы литературных героев. Однако сокрытое становится очевидным только после подробного анализа произведения. Также для более полной картины необходимо привести аналогии с другими классиками.

Итак, основные действия произведения происходят на Страстной седмице, в Великую Пятницу. Студент духовной академии, сын дьячка, Иван Великопольский возвращается с охоты на вальдшнепов. Как человеку, выросшему в религиозной культуре, и потенциальному священнослужителю ему надлежало благочестиво провести день в храме и дома с благоговейной, скорбящей молитвой. Однако что мы видим? Главный герой тратит время на увеселения, проливая кровь невинных животных ради забавы, приходит домой и снова отправляется на весеннюю тягу, впрочем, не испытывая

особой радости. Он напоминает Родион Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, потому что так же рассуждает о человеческих страданиях, нищете и голоде, присутствующих в мире в любой исторический период. Разумеется, и во время земной жизни Иисуса Христа.

Такое поведение семинариста конца XIX века могло оправдаться общим революционным настроем многих выходцев из духовных учебных заведений. Только сам Иван не выказывает никаких признаков радикальных взглядов. Значит, причина состоит совсем не в этом, а в обычной человеческой слабости. Должно быть, студент, как и некрасовский Гриша Добросклонов, испытывал сильную нужду, страдал от недоедания, отчего устал, проявил малодушие и, подобно апостолам, на время отступил от своего Учителя. Поступок вызвал угрызения совести и пасмурные мысли, превратившиеся в уныние. «Жизнь не станет лучше», – думает согрешивший Иван.

Когда человек перестает уповать на Бога, Его милость и любовь, приходит сатана и начинает всеми возможными способами подавлять в несчастном волю к жизни и направлять к еще большим преступлениям. Именно духовное безумие подтолкнуло отрекшегося Иуду на самоубийство, а Раскольникова на убийство. Разочарование в самом себе без наличия смирения ведет по неправильному пути. Однако ни одна заблудшая душа не бывает оставлена Богом.

Иван встречает двух вдов, и постепенно наступает преображение души посредством осознания единства христианский сердец. Он свободно излагает отрывок из Священного Писания об отречении от Спасителя самого пламенного, искреннего, твердого в вере апостола, и добавляет свои собственные замечания, подчеркивающие его раскаяние и страдание, как-то: эпитеты «бедный», «изнеможенный», «страстно любил», «тихий сад», «глухие рыдания»; повторения «тихий-тихий», «темный-темный», «горько-горько»; цепочка однородных членов «вспомнил», «очнулся», «заплакал». Сам рассказчик восторгается описываемой картиной. Данная деталь

указывает на покаянное чувство главного героя. Происходит особая, невидимая встреча с Богом.

Для верующих упомянутые евангельские события имеют глубокий смысл. Господь простил своего ученика, проявившего трусость. Петр сломался, и Иван сломался. Им обоим понадобилась исцеляющая сила всеобъемлющей Христовой любви, милости и прощения. Не случайно студент духовной академии, тоже ученик Христов, сравнивает себя с апостолом: «Около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь». Петр всей своей последующей жизнью доказал свою верность Господу. Так же и главному герою предстоит бороться и снова и снова побеждать состояние страха и отчаяния. Вне всякого сомнения, Небесный Отец простит любого человека, искренне покаявшегося в своем согрешении.

Стоит обратить внимание на портрет внутреннего мира тех, кто принял чеховского «блудного сына» и в чем-то способствовал его духовному воскрешению. Имеется в виду Василиса, старуха, умудренная жизненными испытаниями, и ее дочь Лукерья. Первая служила у господ и многое повидала на своем веку. Во всем ее поведении видна степенность и опытность. Чехов приводит образ женщины-героини, который уже встречался в отечественной литературе. Например, Матрена Тимофеевна в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Вторая не обладала качествами матери. Перед нами образ женщины-страдалицы, забитой мужем, являющийся чем-то средним между образом Лизаветы из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского и Катерины из «Грозы» А.Н. Островского.

Две крестьянки иносказательно обозначают жен-мироносиц. Что становится понятным, если рассмотреть изучаемое произведение через концепцию «подводного течения». Сюжет отречения и раскаяния Петра по преимуществу взят именно из Евангелия от Луки. Данный факт подтверждает порядок слов внутри прямой речи апостола и слуг первосвященника, а также содержание самих фраз. Автор как бы предлагает читателю самому разобраться в значении этого выбора.

Дело в том, что святой Лука уделяет особое внимание служению праведных женщин. Помимо этого, он, в отличие от других евангелистов, приводит притчи о потерянной овце и покаявшемся сыне. Подчеркивается общечеловеческая миссия Сына Божия, пришедшего ко всем скорбящим и страждущим, включая самого последнего нищего. Символ Евангелия – телец, указывающий на добровольную смерть Христа для искупления Его горячо любимых детей.

Как видим, обе вдовы слушали рассказ и сопереживали безвинным страданиям Спасителя за всех людей. Перед читателем «души живые», способные чувствовать и сочувствовать. История Петра вызвала слезы старшей и внутренние напряжения младшей. И это не случайно. Иван Великопольский в конце понимает, что евангельская история напрямую связана с их судьбой и деревней.

Судя по всему, случилась какая-то семейная трагедия. Кто-то мог поступить с ними жестоко, обидеть. Или конфликт связан с взаимоотношениями между матерью и дочерью. В те времена у сельских жителей преобладал патриархальный уклад. Родители иногда выдавали замуж своих дочерей в очень раннем возрасте. Зачастую мнение невесты не играло никакой роли, что могло в худшем случае испортить судьбу девушки.

Так, возможно, Василиса выдала Лукерью за не очень честного и порядочного человека, вроде жестокого Степана Астахова или слабовольного Тихона Кабанова. Муж не любил и обижал жену. Неспроста героиня обращает внимание на повествование, когда студент описывает бичевание Господа. В этом случае родительница чувствовала свое предательство по отношению к ней и вину перед Богом.

Однако это только догадки и предположения, совсем не обязательно отражающие авторскую задумку. До конца понять сути приключившейся беды читателю не удается. И все же можно смело сказать: они обе познали боль и несправедливость. Вот что научило их понимать чужие муки. Такое

состояние помогло им проникнуться Крестной Жертвой Спасителя, принесенной за человечество в целом, за Петра и за них в частном.

Единение сердец показало отчаявшемуся страннику совсем иной жизненный путь, наполненный высоким смыслом. Путь милосердия и сострадания, путь любви и служения ближним. Ему только двадцать два года. Впереди много неизвестного, нового, радостного. Иван предвкушает это состояние и на душе у него легко и свободно. Теперь им движет правда, то есть истина, названная в Евангелии Иисусом Христом, и красота Его жертвенного поступка, посредством которой, по верному замечанию Ф.М. Достоевского, спасается мир.

Кроме того, перерождению способствовало искреннее раскаяние. «Переживание предательства апостола как своего собственного помогает студенту очиститься душою», – пишет профессор М.М. Дунаев. Иван Великопольский напоминает благоразумного разбойника, в самый последний момент принесшего достойные плоды покаяния.

Финал рассказа можно растолковать в символическом и прообразовательном ключе. Переправа на пароме, подобно мифологическому путешествию на лодке старика Харона по реке Стикс, означает путь в жизнь вечную. Дорога в гору – шествие самого героя на личную Голгофу. Багровая заря – страдание. Духовное пробуждение Ивана наступило внезапно и озарило его земное существование. Он через испытания пронесет свой крест до конца. По-видимому, станет священнослужителем. Вероятно, даже церковным иерархом. Достойно встретит приход безбожной власти в 1917 году и примет от нее арест, каторгу или даже мученическую смерть так же, как апостол Петр. В этом-то и состоит его счастье. Иван будет пастырем человеческих душ и пострадает за Христа.

Евангельский сюжет имеет ключевое значение в рассказе А.П. Чехова «Студент». Христианские мотивы проходят сквозь все произведение и придают повествованию яркую окраску доброты, милосердия и любви. Раскаяние после отречения присуще каждому верующему, если, конечно, он

пытается преодолеть искушения и соблазны мира. Только во Христе человек находит истинный смысл. Только Христом мы побеждаем любые невзгоды, препятствия и лишения, обретаем внутреннюю гармонию и настоящее счастье, понимаемое автором как способность вести полноценную духовную жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.