Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Особенности русской литературы второй половины XX века (Литература XX века)

Вторая половина XX века в истории русской литературы, при всей нестабильности внутриполитической обстановки, общественной жизни в стране и её международном положении, стала временем постепенного, но неуклонного движения к свободному творчеству и восстановлению единства русской литературы.

1) Период "оттепели".

Термин получил распространение после публикации в 1954 году повести И. Г. Эдинбурга с одноимённым названием. Период постепенного и непоследовательного высвобождения от соц. реализма и жестокого контроля. Преимущественно публицистическая литература.

Была распространена "лирическая проза" (Бунин, Паустовский, Солоухов) и "деревенская проза" (Абрамов, Шукшин, Распутин). Остро встала проблема "мы и Сталин": увеличилось внимание к жертвам сталинских репрессий, вера в идеалы революции. Тема мучительного прозрения и противостояние человека и системы. Произведения оценивались больше не по эстетическим, а по идеологическим меркам. Например, "Доктор Живаго", "Один день Ивана Денисовича".

Существовала "молодёжная проза", где главным героем обычно был молодой человек со скептическим отношением и моральным ценностям старшего поколения (Гранин, Аксёнов, Вознесенский).

Второе рождение темы Великой Отечественной войны (Астафьев, Кондратьев, Бондарев). Сыграли роль литературно-художественные журналы ("Новый мир", "Юность", "Литературная Москва"). Русская поляризация являлась характерной чертой.

2) 1970-1990ые.

Период "застоя": писатели, живущие в СССР, не обязательно следующие нормам соц. реализма, и писатели, покинувшие страну после "оттепели". Были возможны личные контакты участие в создании совместных сборников и т. п.

"Тихая лирика" (Рубцов, Яшин, Вакулов), "деревенская проза" (Шукшин, Носов, Белов). Образ "малой Родины", предпочтение повествования от первого лица, с повышенной эмоциональностью. Социальной острота соединена с философским осмыслением жизни.

"Городская проза" (Есин, Гранин, Трифонов) - мотив тоски и душевной боли. Нравственные проблемы соединяются с описанием жизни обычных граждан. "Громкая поэзия" (Евтушенко, Рождественский, Вознесенский) рассчитана на непосредственный читательский отклик. Литература превращалась в массовую культуру и поднимала проблемы современности.

"Бардовская поэзия" (или авторская песня) (Окуджава, Визбор, Галич) известна благодаря распространению магнитофонных записей, массовой литературы. В ней звучали протестные настроения, романтические темы, ностальгия по прошлому.

"Возвращенная литература" - от писателей в эмиграции (Шмелёв, Зайцев) или позднее высланных из СССР (Солженицын, Бродский), от опубликованных, но попавших под запрет позднее (Сологуб, Гумилёв), от запрещённых цензурой и издававшихся за рубежом (Пастернак, Замятина, Ахматова). Выходили журналы "Октябрь" и "Знамя".

Характерные черты — восстановление единства русской литературы, создание условий для творчества, обмена мыслями, создания течений и направлений. Постмодернизм связывают с романом А. Г. Битова "Пушкинский дом" и поэмой В. В. Ерофеева "Москва-Петушки". Поднималась также историческая тема (Пьецуха, Сорокин, Пелевин). Внутренняя неоднородность, оппозиционность, элементы провокации, представление хаотичной реальности, отсутствие нравственной оценки, сюжеты и образы на "новый лад".

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.