Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Символы в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" во многом аллегоричен. Своё отражение в нём нашли как насущные проблемы Российского государства, так и вечные ценности, присущие каждому народу: добро, зло, справедливость, истина. Интересно пронаблюдать, как автор раскрывает их значения посредством символов.

Антураж романа — Петербург с его большими домами и душными улочками ("На улице жара стояла страшная, к тому же духота..."). Духота здесь выступает не только как каприз погоды, но и как некий "душитель", давящий на жителей.

Несмотря на летнее время года, в домах царят холод и полумрак. Каморка Раскольникова походит на гроб: "крошечная клетушка", "низкая... всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок", "дурная квартира". Очевидно, это ад, наказание в котором вовсе не жар, а замогильный холод. Сам Раскольников будто бы мёртв. На это указывают разбросанные по роману небольшие детали: "воспалённые глаза", "лохмотья", "скверный костюм". Чтобы возродиться, выбраться на поверхность, он часто движется по лестнице, стоит на пороге или пересекает Неву, словно мифическую реку Лету, по мосту.

Основной цвет романа — жёлтый: "жёлтенькие, пыльные и всюду отстававшие от стен обои" в комнате Раскольникова, "желтоватые, обшмыганные и истасканные обои" на стенах комнаты Сони, старая мебель из жёлтого дерева в квартире старухи-процентщицы. Различные вариации этого цвета символизируют уныние, затхлость и желчь. На смену желтизне приходит краснота, символ крови. Этот цвет приобретает квартира Алёны Ивановны после смерти хозяйки: "...стояла значительная укладка... обитая красным сафьяном...", "...заячья шубка, крытая красным гарнитуром...". Близок к красному розовый цвет, представляющий в романе нечто не романтическое, а подлое: розовые губы господина на К-ом бульваре, розовые полоски галстука Лужина. В завершение, зелёный цвет, цвет искупления, пересиливает все представленные до этого. Платок в таких тонах носит Соня, когда идёт за намеревающимся сознаться в преступлении Раскольниковым.

Особая роль в романе уделена числам и их связи с религиозными сюжетами. Так, например, число 4 символизирует крест, стороны света. Квартира жертва, комнаты Мармеладова и полицейского находятся на четвёртом этаже. Через четыре дня после смерти старухи Раскольников просит перечитать притчу о воскрешении Лазаря. Происходит это в 4-й части, в главе 4. Или число 11, символ времени покаяния: "В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне", "...на другое утро, ровно в одиннадцать часов Раскольников вошёл в дом -й-части, в отделение пристава...".

Роман изобилует различными символами, отсылающими читателя то к библейским мотивам, то к теории цветов. Через них автор раскрывает персонажей и отвечает на извечные вопросы, показывает опасность отступления от веры.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.