Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Гражданская позиция Н. А. Некрасова (ЕГЭ по литературе)

Поэт подчинил свою Музу «велению времени». «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан». Именно это сделало его кумиром молодёжи середины и второй половины 19 века. Изображая в поэме «стоголосых» крестьян, Некрасов испытывает противоречивые чувства: в основном скорбит, а где-то сочувствует, недоумевает, презирает, но и радуется, восхищается, преклоняется.

Впервые именно Некрасовым была подмечена в народе сила скрытая, именно поэтом была провозглашена героиней простая крестьянская женщина. И содержание поэмы, и народный язык, и форма издания — всё способствовало доступу книги для широких читательских масс. И глубока была вера поэта в то, что наступит время:

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого —

Белинского и Гоголя

С базара понесёт…

Они — герои поэмы — свидетельство того, что «могучая» и «бессильная» Русь пробуждается, оживает.

В поэме звучит мотив покаяния — первый шаг на пути духовного обновления. Звучит и мотив бунта. Но не к нему призывает автор. Поэт верит в нравственное возрождение своего народа, которое невозможно без очищения от собственных грехов. Счастье Некрасов наделяет пятнадцатилетнего отрока, сына дьячка Гришу Добросклонова, живущего по законам совести и правды. В его уста он вкладывает свои заветные слова:

Собирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

А вот другая, славная подвижничеством дорога. В отличие от лесковского странника, совершающего путь духовного роста в одиночку, но в конце достигающего эпического величия, некрасовские странники из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» символизируют собой всю тронувшуюся с места, ждущую перемен пореформенную Россию.

Вопрос. Которым задались семь мужиков: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» — в середине 19 века приобретает общественный характер. Вековечная мечта о хорошей жизни вновь отступила после реформы, которая не дала народу желаемого освобождения. Горькая участь крестьян явилась причиной возникшего спора о правде и счастье. О мужицком счастье («дырявое с заплатами», «горбатое с мозолями») вопрос не стоит («какое счастье тут»). Спор возникает по поводу того, кто счастливее: поп ли, «купчина толстобрюхая», чиновник, вельможный боярин или царь?

Встреча с попом, а потом с помещиком помогает мужикам постичь идеал их счастья — это покой, богатство и честь за счёт чужого труда, всеобщей покорности и неограниченной власти над людьми. Но счастье их в прошлом, потому что «порвалась цепь великая»… Дорога приводит правдоискателей на ярмарку, где они слышат историю о Ермиле Гирине, единственном мужике, которому народ оказал великое доверие, заслуженное годами бескорыстного служения крестьянскому миру. Как ни странно, счастье героя заключалось в той же триаде, что и у богатых — «покой, богатство, честь». Но наполняется новым содержанием: жить в согласии с правдой, совестью и добром.

Став защитником крестьян во время их возмущения, он был отправлен в острог.

Разнообразны и притягательны дороги странствий — это и дорога пророчества о будущем народа, и дорога выбора между ложными и народными идеалами счастья, и дорога, где свершается суд Божий и людской. Дорога же поиска смысла жизни является дорогой разума и свободы духа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском