Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как композиция романа помогает понять Печорина? (ЕГЭ по литературе)

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» уникален. Это первый психологический роман, затрагивающий тему о месте человека в обществе. Еще в своих ранних стихотворениях «Монолог» и «Дума» он поднимает проблему потерянного поколения, «тощего плода», на которое поэт «печально глядит», людей, скрывающих свои способности и охладевших к жизни, «детей Севера». Осуждая «здешний свет», автор подчеркивает бездуховность и отсутствие нравственности пустого высшего общества. Произведение «Герой нашего времени» во многом перекликается с написанным ранее и тоже содержит портрет поколения.

И уже в предисловии Лермонтов сам задаёт тему романа, прямо заявляя, о чем пойдет речь.

Он будет описывать «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Через собирательный образ главного героя — Печорина автор изобразил облик «лишнего» человека, так называемого «героя своего времени». Поэтому и название романа подобрано далеко не случайно. Ведь эта тема стала размышлением всей жизни Лермонтова. И чтобы понять и досконально изучить героя, автору потребовалось включить несколько приемов для анализа и определения с чем и кем мы имеем дело. Один из таких приемов — это нарушение хронологии в романе.

Заметим, что все главы в произведении расположены во определенному порядку. И можно заметить, что композиция романа одна, а хронология в свою очередь совсем другая. Кроме того, это сделано автором нарочито. Если композиция романа выглядит следующим образом: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», то по хронологии главы должны идти так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла» и «Максим Максимыч». Но чем же обусловлено такое нарушение?

Обратимся к непостоянной системе рассказчиков, которая поможет нам понять, что послужило такому распределению глав. В первой главе «Бэла» читатели знакомятся с Печориным со слов Максима Максимыча и странствующего офицера, которые ведут повествование. Они показывают главного героя неизведанным, странным и загадочным. Мы только начинаем узнавать его личность, каков он, каковы его дальнейшие намерения и замыслы. Сам Максим Максимыч, как простой офицер, давно служащий на Кавказе «штабс-капитаном», не может разобрать что же из себя представляет личность героя, душа которого «просит бури», все ему в Печорине кажется непонятным, поэтому и рассказывает он все незамысловато.

В главе «Максим Максимыч» повествование ведется от лица странствующего офицера, который изображает Печорина другим, дает его психологический портрет. Именно здесь подчеркивается противоречивость героя, выражающаяся через манеры, поведение и характер. Удивительно то, как на ряду с «широкими плечами» и «крепким телосложением» в портрете Печорина мы замечаем «худобу бледных пальцев». Он будто бы живет своей внутренней и, одновременно с этим, двойной жизнью. Тому пример и его «глаза», которые «не смеялись, когда он смеялся». Так, читая, мы замечаем привычку героя прятать себя за внешним поведением. И как раз в этой главе можно пристальнее рассмотреть Печорина, еще больше заинтересовавшись в его персоне.

Следующая глава «Тамань» открывает дневник Печорина, что означает одно - дальнейшее ведение повествования происходит уже от лица самого героя, где он сам, не таясь, все рассказывает читателю. И в конечном итоге полностью раскрывается перед читателем. Таким образом, при смене рассказчиков образ Печорина открывается нам постепенно, глава за главой. Для сохранения интереса и удерживания внимания читателей, автор создает некую интригу повествования, идя от поверхностного к детальному изучению души героя, его внутреннего мира и состояния.

Интересно, что Лермонтов использует разные способы раскрытия героя, чтобы показать его со всех сторон. И еще одним из таких приемов служит сравнение Печорина с второстепенными героями. Например, начиная с первой главы «Бэла», происходит столкновение главного героя с горцами, функция которых как раз-таки раскрыть его таинственный образ. Стоит отметить, что Азамат и Казбич, с которыми мы знакомимся, это темпераментные люди, «дети природы», живущие по своим нравственным понятиям, исходя их традиций. Сопоставляя Печорина с ними, мы видим их схожесть. Главному герою присуща та же «страстность», что и горцам. Он увлекается на время Бэлой, уверенно добивается поставленной цели, не боится опасностей, решительно действует.

Играет роль и сравнение Печорина с Максимом Максимычем, образ которого — настоящее олицетворение «маленького», недалекого человека с большой душой. Армейский офицер специально просит «звать его просто». На его фоне главный герой выделяется тем, что, убегая от самого себя, он становится не способен на обыкновенные человеческие чувства дружбы, постоянства, любви и преданности, имеющиеся у добродушного офицера. Печорин же находится выше.

В главе «Тамань» немаловажно появление контрабандистов. Изображение романтического образа отважного Янко, который «не боится бури» говорит об отчаянности этих людей. Так и девушка Ундина, к примеру, показывает нам силу контрабандистов. Но при этом и их другую сторону. Все задатки героев направлены на корысть, их духовный мир скуден. Поэтому здесь происходит развенчивание главного героя. Да, он не уступает положительным качествам тех людей, он тоже не боится преград и опасностей. Но одновременно с этим герой равнодушен. В итоге такая буря чувств Печорина не приводит ни к чему-то хорошему. Вот как сам герой оценивает случившееся: «и зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?». В событиях он видит некую закономерность и пытается таким образом переложить ответственность.

В главе «Княжна Мери» Печорин оказывается среди «водяного общества». Автором показываются сниженные, пустые люди, внимание которых приковано лишь к чину. Возьмем Грушницкого — пародийного двойника Печорина, полностью олицетворяющего «водяное общество» и являющегося типичным представителем таких людей. Он манерен и пафосен, «крутит усы», «имеет готовые пышные фразы», для него «наслаждение — производить эффект», к тому же герой всегда «занимался одним собой», в чем выражается его ничтожность и мелочность. Оттеняя Печорина через «водяное общество», автор тем самым указывает на явную глубину его убеждений, выделяет те качества, которых нет у других.

Наконец, в завершающей главе «Фаталист» наше узнавание героя подходит к концу. Лермонтов ставит здесь главный вопрос о том, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью», что следует делать человеку в такую эпоху, смириться и быть покорным судьбе или же пытаться найти себе применение. Таким образом, автор поднимает тему предопределенности судьбы и заканчивает работу над портретом Печорина, который становится убежденным фаталистом, твердо уверенном лишь в одном: «хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».

Итак, на протяжении всего романа композиция безусловно помогает понять Печорина, изучить его со всех сторон. И в конечном итоге сделать вывод о том, что это «лишний» человек и «эгоист поневоле», отражающий собирательный образ всего своего потерянного поколения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.