Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как осмысливал В. Т. Шаламов влияние лагерного опыта на душу человека? (Литература XX века)

Лагерная проза Варлама Шаламова пронизана совершенно особым миропониманием и чрезвычайно глубоким смыслом. Читать ее порой трудно, однако совсем не из-за «тяжёлого» языка повествования. Последний, напротив, отличается простотой, буднично и неторопливо бегут перед глазами строчки, рассказывающие о повседневной арестантской жизни. Вот только содержание их порой болью отзывается в сердце, и здесь ты пытаешься осмыслить и понять: как мог человек вынести такие физические и нравственные страдания — и не сломаться? В чём находил опору, где черпал силы? Очевидно, в своей душе.

Конечно, в лагере каждый как-бы переставал существовать в качестве отдельного индивидуума, личности со своими мыслями, желаниями, способностями и потребностями.

Он словно становился безвольным «винтиком» адской машины, и единственное, что оставалось у него своего собственного, незаемного и никому не подвластного —это его внутренний мир. Хотя и этот мир не мог не претерпевать изменений — не только телесно, но и душевно страдали люди: от несправедливости, унижений, бесчеловечности, жестокости; от непонимания, когда все это закончится и закончится ли вообще.

Вместе со страданиями тела, переживала множественные трансформации и душа. У кого-то — вынужденно грубела, что было своеобразной защитной реакцией. Подтверждающие это эпизоды во множестве содержат «Колымские рассказы». Так, в произведении «Сгущенное молоко» главный герой говорит о невыносимом, голодном и страшном существовании такими словами «Только что-либо внешнее могло вывести нас из безразличия, отвести от медленно приближающейся смерти. Внешняя, а не внутренняя сила. Внутри все было выжжено, опустошено…».

В рассказах Шаламова часто поднимается вопрос о том, что реальную помощь лагерник может получить только от медицинского работника. Но и персонал лагерной больницы (за немногочисленным исключением) — люди подневольные. Как же ярко там проявляются людские характеры — порой заключенный медик, стремясь облегчить свое положение, буквально губит своего же брата-лагерника, не «замечая» его болезни, истощенности, того, что он находится на грани. А иногда вольный врач всеми силами стремится хоть чем-то облегчить положение больного. И все это происходит на фоне пересечения «политических» заключенных и вольнонаемных с ворами-рецидивистами, убийцами, «блатными». Вот как в рассказе «Красный крест» автор, описывая особенности лагерной больничной жизни, говорит о влиянии происходящего там на человека: «Слова эти (блатные) – отрава, яд, влезающий в душу человека…», «В этом растлении человеческой души в значительной мере повинен блатной мир…».

И все-же, не только «умирание» и окостенение переживают в лагере человеческие души. Порой они оживают, вырываются из томительного опустошения. Часто — на излете жизни. В рассказе «Шерри-бенди» умирающий поэт осознает, в чем был истинный смысл его бытия: «Сейчас было так наглядно, так ощутимо ясно, что вдохновение и было жизнью; перед смертью ему дано было узнать, что жизнь и была вдохновением, именно вдохновением». Представляется, что в этот миг душа, «прозревшая» и очистившаяся в страдании открыла ему действительное жизненное предназначение, заслонив все прочее, суетное и неважное. И живой осталась душа врача из рассказа «Домино», подарившему умирающему «путевку в жизнь», дав ему возможность прийти в себя в больничных стенах.

Цикл колымских рассказов — это повествования о душевных слабостях и невероятной душевной силе; о душевной смерти и духовном возрождении. О людях, которые «сломались» и которые в нечеловеческих условиях смогли остаться людьми. В этом их сокровенный смысл и именно это автор хочет донести до своего читателя.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.