Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Белла Ахмадулина «В тот месяц май, в тот месяц мой…» (Анализ стихотворения, стиха)

Анализ стихотворения Беллы Ахмадулиной «В тот месяц май, в тот месяц мой…» начну с фонического уровня, к которому относятся явления стиха (метрика, ритмика, рифма и строфика) и явления собственно фоники, звукописи.

Стихотворение состоит из шести катренов, написано четырехстопным ямбом — ударение падает на второй слог в стопе. Использование простого размера придает мелодичность стихотворению.

Кроме того, часто употребляются пиррихии (в третьей строке первой строфы, во второй, третьей и четвертой строке второй строфы, второй и четвертой строке третьей строфы, в третьей и четвертой строке четвертой строфы, третьей, четвертой и пятой строке пятой строфы и в каждой строке шестой строфы).

Также стоит отметить, что в четных строках каждой строфы присутствует женская клаузула.

На протяжении всего стихотворения сочетаются мужские и женские рифмы: мужские окончания в нечетных строках (мой — землёй, щедра — щегла, взор — взлёт, дня — я, галдят — глядят, дудя — дитя), женские — в четных (лёгкость — лётность, пенья — перья, строже — дороже, явленья — еврея, нависая — вязаньем, грядок — порядок). В первой строфе мужская рифма является точной (мой — землей), а женская – богатой и неточной (лёгкость — лётность). Во второй строфе мужская рифма — ассонансная и открытая (щедра — щегла), женская — богатая и неточная (пенья — перья). В третьей строфе мужская рифма — ассонансная (взор — взлёт), женская — богатая и точная (строже — дороже).

В четвертой строфе мужская рифма — открытая и ассонансная (дня — я), женская — ассонансная (явленья — еврея). В пятой строфе мужская рифма — точная и богатая (галдят — глядят), женская — ассонансная (нависая — вязаньем). В шестой строфе мужская рифма — ассонансная и открытая (дудя — дитя), женская — точная и богатая (грядок — порядок). Рифмовка в стихотворении перекрестная.

В стихотворении можно найти большое количество аллитераций. Так, в первом катрене повторяются согласные [м], [м’], [л], [л’ и с], [с’], что позволяет передать чувства, которые испытывала лирическая героиня в юности, — ощущение окрылённости, беззаботности и легкомысленности.

Во втором катрене повторяется звук [щ], что выражает ощущение счастья и радости.

В пятом и шестом катрене повторяются согласные [г и д], что позволяет передать соответствующие звуки действительности — галдёж птиц и мелодию дудочки.

Кроме того, в стихотворении присутствует ассонанс. Например, повтор гласных [’о, ’а]: «месяц», «лёгкость», «землёй», «лётность», «дудя», «дитя».

В четвертом и пятом катрене также повторяется йотированный звук [ja].

На интонационном уровне стихотворения нет восклицаний и вопросов, что выражает задумчивость лирической героини.

Таким образом, фонический уровень данного стихотворения с точки зрения строфики, ритмики и метрики достаточно прост — катрены с перекрестной рифмовкой, четырехстопный ямб, сочетание мужских и женских рифм. Аллитерации передают эмоциональный ряд произведения, добавляют в него ощущения, подразумеваемые повторением определенных звуков.

Перейдем к стилистическому уровню, который включает лексику и синтаксис. На этом уровне можно обнаружить достаточно большое количество лексических художественных средств. Это развернутые сравнения — во втором катрене лирическая героиня сравнивает себя с щеглом («и с легкомыслием щегла // я окунала в воздух перья»), тем самым наделяя себя в молодости такими качествами как легкомысленность, безмятежность, присущими этой птице. Сравнение можно увидеть также и в четвертом катрене: «Вокруг оглядываюсь я // с усмешкой старого еврея». Это сравнение, с одной стороны, указывает на возраст лирической героини, а с другой — на те качества, которыми она себя наделяет, — циничность и прагматичность.

Также в произведении присутствуют метафоры — во втором катрене они передают скрытое сравнение лирической героини с птицей, а также выражают такую её черту как беззаботность: «во мне была такая легкость», «я окунала в воздух перья». В основе метафоры из третьего катрена также лежит скрытое сравнение с птицей, однако выражает оно значение старения: «каждый взлет // обходится мне все дороже». Также можно отметить метафору «тайнам дня» в четвертом катрене, которая выражает приобретенную лирической героиней житейскую мудрость.

Присутствуют в стихотворении «В тот месяц май, в тот месяц мой…» и эпитеты: «щедра», «счастливое предвкушенье», «взор и проницательней и строже», «скучно глядят». Из необычных средств в тексте есть оксюморон («черным снегом»), передающий цветовые качества.

В стихотворении присутствуют также и синтаксические средства. В первой строке первого катрена используется дистантный повтор («В тот месяц май, в тот месяц мой»), позволяющий передать важность для лирической героини описываемого промежутка времени — мая. Также дистантный повтор мы можем увидеть в первой строке второго катрена: «Я так щедра была, щедра». Здесь он имеет значение усиления характеристики лирической героини. Повтор со значением усиления присутствует и в третьей строке третьего катрена: «и каждый вздох и каждый взлет».

Кроме того, широко используется инверсия: «влекла меня погоды летность», «стал мой взор», «я так щедра была», «вокруг оглядываюсь я», «чужое бегает дитя».

Автор сочетает в стихотворении несколько стилей, употребляя устаревшую и разговорную лексику. Так, разговорными являются выражения «обходится… дороже» и «галдят», а устаревшим — «причастна».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.