Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нужно ли преподавателю знать законы управления речемыслительной деятельностью? Как соотносятся они с античным риторическим каноном? (Сочинение на свободную тему)

Деятельность преподавателя — есть деятельность общения. В процессе её преподаватель выступает как источник информации, передает знания, организует деятельность обучающихся, управляет ею, направляет их познавательно-интеллектуальную деятельность. Осуществляет это он в форме педагогического общения — совместной коммуникативной деятельности преподавателя и обучающихся, цель которой — развитие, обучение и воспитание обучающихся. Таким образом, для преподавателя риторическая грамотность, владение риторическими знаниями, навыками и умениями, является основой успешной коммуникации, в том числе, и эффективного педагогического взаимодействия.

Речевое общение в одном из направлений современной риторики рассматривается как познание законов речемыслительной деятельности.

При этом управление законами речемыслительной деятельности осуществляется посредством текстовой деятельности, создания коммуникативного продукта — текста. Преподавателю приходится постоянно создавать такие тексты. Это: лекция, практическое занятие, учебное пособие, учебник, научная статья и т. д. При этом ему приходится воплощать свои знания в словесную форму научного текста, проходить путь от мысли к слову.

Этому пути нас учила ещё античная риторика. Теория и практика, основные этапы подготовки и произнесения текстов, так называемый риторический канон, известны нам ещё с античных времен. В канон входят пять следующих частей: изобретение, расположение, выражение, запоминание, исполнение и телодвижение (так мы их называем на русском языке). Путь от мысли к слову дает нам и неориторика, которая основывается на семи законах управления речемыслительной деятельностью. Это законы: концептуальный, моделирования аудитории, стратегический, тактический, речевой, эффективной коммуникации, системно-аналитический. По моему мнению эти два пути ведут нас к одному результату– составленному тексту.

Попробуем порассуждать как же соотносятся между собой античный риторический канон и законы управления речемыслительной деятельностью? Какие законы применяются на различных этапах создания текста?

1. Изобретение в античном риторическом каноне — это рождение замысла, создание идеи, содержания текста. На этом этапе мы руководствуемся концептуальным законом управления речемыслительной деятельностью, который формирует в человеке умение всесторонне анализировать предмет изучения и систематизировать знания о нем. На этапе изобретения — это основной закон. Так как здесь мы формулируем тему текста, его главную идею, центральную мысль, создаем концепцию текста. Применяя концептуальный закон, мы используем свой опыт, сопоставляем свое видение темы, с чужим опытом, извлекаемым из подбираемого нового фактического материала, пропуская его через себя, формируем базу знаний для создания текста. Выделяем в этой базе главное и второстепенное.

Кроме этого, уже сейчас мы должны учитывать, для какой аудитории готовится текст. Какой реакции от нее мы хотим добиться, каким способом мы будем настраивать её на восприятие материала. Таким образом нам необходимо руководствоваться и законом модулирования аудитории. Пусть пока не досконально ее анализировать, но представлять, для кого готовится текст, необходимо уже на этом этапе.

На этапе изобретения уже можно наметить предварительный план текста (в дальнейшем его, конечно, придется уточнять). Таким образом, нам необходимо руководствоваться стратегическим законом. А продумывая возможные аргументы, подтверждающие свою точку зрения, особенности воплощения подобранного материала, способы активизации аудитории, мы руководствуемся тактическим законом.

2. Расположение — это построения структуры текста, составления его плана. Выстраивая текст, оратор должен сопоставить свои намерения воздействия на аудиторию с особенностями слушателей. С тем, что реально входит в интересы аудитории. То есть, руководствоваться законом моделирования аудитории. На этом этапе проводится системное изучение аудитории. Ведь именно адресат является одним из основных компонентов ситуации общения. Именно для него создается текст.

После того, как изучена литература, осмыслена тема, собран фактический материал, составляется рабочий план, который помогает лучше продумать структуру выступления. Создается композиция речи, ее части располагаются в определенном порядке в соответствии с замыслом и содержанием текста. То есть применяется стратегический закон, формирующий программу деятельности на основе разработанной концепции и с учетом конкретной аудитории.

Составляя сложный (расширенный) план текста, детализируя его, разбивая пункты плана на подпункты, доводя его до вида, который достаточно полно отражает ход раскрытия мысли в тексте, в котором прослеживается логика текста и его композиция, порядок следования структурно-смысловых компонентов текста, используемых аргументов, этапов активации речемыслительной деятельности аудитории, мы применяем тактический закон.

3. Следующий этап, называемый выражение, — это словесное оформление текста, украшение. Теперь в ходе письменного составления смысловых фрагментов текста, их соединения между собой, работы над стилем текста, подбора тропов и стилистических фигур, редактирования и совершенствования текста, мы руководствуемся речевым законом. Этот закон формирует навыки и умения владения языком и речью, культурой речи. Он позволяет нам проявить свое владение коммуникативными качествами речи, функциональными стилями, функционально-семантическими типами, жанрами.

4. В ходе запоминания — подготовки к произнесению текста, мы овладеваем подготовленным материалом. Произнося речь вслух, слушая себя, мы анализируем текст, пытаемся представить, какое он окажет влияние на адресат, размышляем над текстом. При необходимости, возвращаемся к предыдущему этапу и редактируем текст, применяя речевой закон.

5. На этапе исполнения и телодвижения мы произносим речь, вступаем во взаимодействие с аудиторией, устанавливаем с ней контакт, осуществляем совместную мыслительную деятельность, управляем аудиторией. При этом очень важным оказывается произношение (громкость, темп, ритм, использование пауз, артикуляция, логическое ударение, интонация, тембр голоса, т. е. техника речи) и владение лексическими, грамматическими, акцентологическими, стилистическими нормами языка. Здесь мы используем закон эффективной коммуникации, который формирует и развивает в человеке умение общаться, знание компонентов ситуации общения, владение системой коммуникативных, социальных, психологических ролей, невербальными средствами общения, умение устанавливать, поддерживать и размыкать коммуникативный контакт в нужной тональности.

Для современной риторики добавляется ещё один этап — анализ выступления, текста. Это нужно, чтобы выявить его недостатки, отметить достоинства и учесть все это в дальнейшей работе. Наблюдая за реакцией аудитории при произнесении речи, мы понимаем, что ей нравится, что вызывает отрицательную реакцию, что вызывает затруднения в усвоении новых знаний. И здесь мы применяем системно-аналитический закон, который предполагает анализ качества и эффективности продукта речемыслительной деятельности. Формирует и развивает умения рефлексировать, выявлять собственные ошибки и ошибки других, извлекать уроки из ошибок, а в последствии корректировать продукт речемыслительной деятельности.

Таким образом, античный риторический канон и законы управления речемыслительной деятельностью не противоречат друг другу. Они дополняют друг друга. На различных этапах античного риторического канона действуют определенные законы управления речемыслительной деятельностью.

Современная трактовка риторики расширяет ее до теории убедительной коммуникации. Её предметом становятся общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Законы управления речемыслительной деятельностью расширяют знания преподавателя по созданию текста, вооружают его дополнительными технологиями построения текста. Поэтому изучать указанные законы преподавателю просто необходимо.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.