Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Произведение «Преступление и наказание» — идеологический роман (Достоевский Ф. М.)

Произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» относят к роману: социально-психологическому, трагедии, полифорническому, идеологическому и т. д. Приводить подобные виды можно ещё долго, но стоит выделить последний. Он точно подходит к величайшей работе писателя. Идеологическое убийство — центр произведения, в котором автор показывает читателю полный «психологический процесс преступления».

Достоевский раскрывает тяжёлую и расстроенную личность персонажа. Родион Романович Раскольников — молодой человек, переживающий острые и неприятные события.

В начале романа юноша размышляет о не равноправии разных слоёв общества, он обдумает социальные права, сравнивает нравственные ценности и приходит к мнению, что не хочет жить в мире, где люди, не имеющие определённого финансового состояния, вынуждены терпеть насмешки и оскорбления, а богатые вельможи обладают всеобщим уважением, не имея на то видимых причин. На основе своих рассуждений Раскольников пишет статью, которую потом без его ведома публикуют в журнале. В своём сочинение герой разделяет всех людей на два лагеря: лагерь «дрожащих тварей» и лагерь «имеющих права». После зарождения новой, по его мнению, единственной, верной мысли, Раскольников пытается доказать её, на своём же личном примере. Он пишет, что второй лагерь обладает также правом свершать правосудие, не законное, а именно моральное и нравственное, однако преступление душевное в большинстве случаев идёт рядом с преступлением законным. Главной целью сочинения Раскольникова был выход в свет новой мысли, нового предположения о жизненных ценностях, пересмотрения общественного и государственного устройства Петербурга того времени. Но все читатели сего отрывка из журнала восприняли его смысл буквально, и посчитали, что Родион Романович оправдывает все совершавшиеся преступления, темпераментом осмелившихся и их принадлежностью ко второму лагерю «Наполеонов» и хочет защитить себя, после совершенного им убийства, якобы в состояние аффекта. По видимым и объясненным уже причинам персонаж задумывает сделать какое-то действие, которое будет чересчур эмоциональным. Ему необходимо что-то изменить в однообразной, рутинной жизни, чтобы доказать себе, что он тоже кем-то является в этом мире, чтобы смочь переступить видимый порог между этими двумя лагерями, чтобы стать свободным от медленно убивающих, грызущих мыслей в его голове. Таким ярко-эмоциональным событием могло стать только убийство, вопрос о жертве долго не стоял, Раскольников был озлоблен на весть окружающий его мир, на всех жителей коррупционного Петербурга, но особо раздражающими были людишки, обладающие не заслуженным денежным состоянием, а из близко знакомых, такой ему являлась жадная и мерзкая старушонка процентщица.

По его замыслу, после данного события жизнь должна была перемениться, как минимум выключиться жёсткий самоконтроль и самокритика в голове Раскольникова, однако они только не уменьшились, а даже наоборот стали в несколько раз сильнее мучить героя. Уже тогда Родион Романович стал сомневаться в правильности свой теории, но надежда на удачный выход из данного положения, и торжества нравственной справедливости его не покидала. Достоевский очень искусно погружает читателя в трудности, события, мысли и переживания героя. После некоторого времени Раскольников понимает что не может держать эту боль разочарования в самом себе и скоро кому-нибудь проговорится, чтобы это не произошло спонтанно, он выбирает меньшее из зол и раскрывает свою душу Сони, хотя ещё в начале корит себя за то, что говорит то, чего не следовало бы, однако, видя искреннюю доброту и поддержку Мармеладовой, понимает, рассказать всё единственному верному человеку была идея хорошая, но в то же время понимает, что проиграл игру самому себя, больше от него ничего не зависит, теперь его участь: ждать напутствий и наказаний. Признание в убийстве облегчает страдания персонажа. Мужчина смиряется с ошибкой своей теории. Добрая натура Сони Мармеладовой пробуждает искренность, доброту в Родионе Романовиче. Девушка, уехавшая за героем в Сибирь, помогла ему очиститься от зла, она возбудила силу оживающих чувств в родственной душе. Это настоящий пример того, как возрождённая любовь к человеку, вера становятся залогом воскрешения героя.

Ф. М. Достоевский показывает теорию Раскольникова полностью расколовшийся и не оправдавшей надежд, действительно, интерпретация идеи об индивидуализме не одержала успеха. Однако, если немного по-другому выразить тот же самый смысл, эта теория может быть оправдана. Например, в книге первая мысль данного сочинения повествует, о наличие двух групп общества. Если здесь они разделены по сословному различаю, то и в продолжение должен быть конфликт сословных подразделений, которого мы не наблюдаем. Поэтому с самого начала можно разделить данные лагеря именно по наличию нравственных качеств, хоть и не смогших проявиться из-за устаревшей системы ценностей и уважения к людям. Первая группировка, обычная масса, человечишки, которые вообще не умеют составлять своё мнение о каких-то даже обыденных происшествиях, они не могут оценивать происходящее, хотя могут быть образованными и богатыми, знатными людьми. А есть вторые, «имеющие право», они то с самого детства и испокон веков не боятся высказывать своё мнение, они не боятся осуждения со стороны грязного общества (чего и не вынес раскольников), они оценивают происходящее, правда не всегда здраво («они имеют синдром Наполеона»), но таких личностей меньшинство. Они действуют и во благо обществу и против него, но они действуют во благо себя, что в большей мере отличает их от «тварей дрожащих». Да, они действительно имеют право свершать правосудие, как сказал Раскольников. Но в большинстве своём, это правосудие заключается в благих действиях, хорошо обдуманных. В отличие от того, что было написано в теории романа, можно выделить их не по праву свершать кровопролития, а только по тому, что они имеют другое право, которого не боятся, право идти против устоявшейся системы, делать её справедливее и актуальнее для меняющегося общества.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.