Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема семьи и личного счастья в творчестве А. Н. Островского: «Гроза» и «Бесприданница» (ЕГЭ по литературе)

А. Н. Островский — представитель литературного направления реализма — в своём творчестве описывает традиции, в которых существовала семья в XIX веке. В пьесах «Гроза» и «Бесприданница» драматург критикует сложившийся институт брака и семьи, когда девушка вынуждена выходить замуж в возрасте, когда это решение не может быть принято ей самой, а значит замужество определяется внешними обстоятельствами: финансовым положением и намерениями семьи девушки

Писатель отражает проблемы, связанные с вступлением в брак по нужде, а не по своей воле.

Катерина в «Грозе» рассуждает о том, что брак с Тихоном выдернул её из счастливого мира детства, лишил личной свободы и обрёк на угнетение Кабанихи. Героиня чувствует себя «вольной птицей», у которой нет возможности взлететь из-за обязательств, наложенных на неё, когда она ещё не понимала жизнь и себя. Также и Лариса в пьесе «Бесприданница» становится «вещью», передаваемой из рук в руки её матерью, друзьями их семьи: Кнуровым и Вожеватым, её женихом Карандашевым и возлюбленным девушки Паратовым. Каждый из героев испытывает тёплые чувства к Ларисе Дмитриевной, но никто из них не был готов отступить от своих интересов ради девушки: будь то Паратов и его стремление заключить выгодный для себя брак или стремление Карандашева доказать обществу свою важность через свадьбу с Ларисой. Таким образом, героиня «Бесприданницы» страдает от ряда условностей, которые встают на её пути из-за необходимости найти себе мужа и невозможности стать женой того, кого она любит. Для обеих героинь отсутствие свободы – личная трагедия, не позволяющая чувствовать себя по-настоящему живыми.

Сам А. Н. Островский сопереживает своим героиням, считая, что они лучше общества и обстоятельств, в которых находятся. Обе девушки стремятся к тихому, спокойному счастью. Катерина мечтает вернуться в дом своего детства к матери, почувствовать связь с богом и наслаждаться простором свободной жизни, а Лариса стремится поскорее направиться с Карандашевым в уединённое место, далёкое от суеты и шума её прежней жизни. Писатель показывает, что несправедливость, с которой столкнулись девушки, не предназначена для их нежных душ и буквально убивает героинь. Катерина не справляется с душевными тяжбами и бросается с утёса в воду, где разбивается, а Ларису застреливает собственный жених, разозлившейся на девушку за желание отказаться от брака и отправиться на содержание Мокия Порменыча. Концовки пьес показывают, что женщины не способны обрести своё личное счастье, если создание семьи стало для них вынужденной мерой. А. Н. Островский создаёт женские образы, которые не могут стать по-настоящему счастливы в условиях, где они лишены выбора и личной свободы.

Таким образом, в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островский подчёркивает недостатки сложившейся традиционной картины брака и семьи, где женщина не принимает самостоятельные решения, а лишь становится жертвой обстоятельств. Писатель прописывает неразрывную связь между личным счастьем и возможностью выбора, для драматурга несвободный человек не может быть счастливым.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.