Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Тема «маленького человека» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» (ЕГЭ по литературе)


Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы. Первым с идеей сочувствия и сострадания «униженным и оскорблённым» выступил Н. В. Гоголь в повести «Шинель». Его герой Акакий Акакиевич Башмачкин имеет низкий социальный статус в обществе. Он служит в департаменте и переписывает бумаги. Мечты у него тоже маленькие: целью жизни стала покупка новой шинели.


Всем своим повествованием автор утверждает, что это человек, к которому нужно относиться с сочувствием. Герой повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин, чиновник четырнадцатого класса, обладает человечностью и добротой. Он любит свою дочь и не может перенести того, что она сбежала с гусаром Минским. Человеческим достоинством наделяет своего Макара Девушкина и Достоевский в повести «Бедные люди». Классики развивают гуманистические традиции русской литературы, обращая внимание на «маленького человека».

По – иному раскрывает эту тему драматург А. Н. Островский в своей пьесе «Бесприданница».

Его герой носит говорящее имя – Юлий Капитоныч Карандышев. Имя римского императора указывает на «имперские» замашки небогатого дворянина, стремящегося достичь в обществе высокого положения. Отчество от латинского «Капитон» - «упрямый» - подчёркивает самовлюблённость и эгоизм чиновника. Фамилия «Карандышев» звучит смешно и снижает образ героя.

Карандышев – «маленький человек», поскольку занимает в обществе низкое место. Он живёт на скромное жалованье. У него есть «именьишко» где-то в глуши. Но он стремится произвести впечатление обеспеченного человека. Подражая богачам, он вешает на стену какой-то грошовый ковёр с кинжалами и пистолетами, выписывает из деревни лошадь – «клячу разношёрстную». Экипаж у него «с музыкой» - винты и гайки дребезжат на разные голоса. Устраивая званый обед, он покупает дешёвое вино, приказав сделать наклейки от изысканных вин. Он смешон в своём самодовольстве и самомнении, но не замечает этого.

Значительные лица Бряхимова с презрением и насмешкой относятся к Юлию Капитонычу. «Ну что такое Карандышев!» - пренебрежительно говорит Кнуров. Для него это «всякий сброд», который бывает в доме Огудаловых. С возмущением отнёсся Мокий Пармёныч к тому, что какой-то Карандышев посмел пригласить его на обед: «Что он такое, кто его знал, кто на него обращал внимание? А теперь … он влезает в лучшее общество, он позволяет себе приглашать меня на обед…»

Карандышев три года посещал дом Огудаловых. Обладая завистливым, самолюбивым характером, он переносил пренебрежение к себе со стороны окружающих. Лариса принимает решение выйти замуж за него после очередного скандала, связанного с кассиром, которого арестовали прямо в доме за растрату денег. Она мечтает о тихой семейной жизни в деревне. Любит ли Карандышев Ларису? Он не понимает её, не проявляет чуткости, когда бестактно называет дом Огудаловых «цыганским табором». Красивая девушка для него – просто вещь или игрушка для удовлетворения своего самолюбия. У «маленького человека» мелкая, самолюбивая, эгоистичная душа. он не хочет слышать просьб Ларисы уехать поскорее в деревню, потому что ему «повеличаться» надо. Он стремится придать себе значительность и доказать тем, кто его унижал, что девушка выбрала его в женихи за какие-то его достоинства.

Непомерное тщеславие Юлия Капитоныча проявляется тогда, когда он устраивает званый обед. Произнося тост за невесту, он расхваливает прежде всего себя. Да, этот маленький человек жалок и смешон в своих непомерных амбициях. Но есть эпизод, когда этот герой вызывает сочувствие. он узнаёт, что обманут: невеста уехала с Паратовым за Волгу. В этот момент он искренне и глубоко страдает: «Я знаю сам, что я смешной человек… Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить его под ноги и растоптать его!»

Он видит, как Кнуров и Вожеватов разыгрывают Ларису в «орлянку», и стремится отомстить за оскорблённую девушку. Но он не может понять трагичности положения девушки. Признаваясь ей в любви, он ведёт себя, как собственник. И когда Лариса в отчаянии говорит, что она дорогая вещь и требует роскоши, Карандышев, движимый мелкими и эгоистичными чувствами мести и ревности, стреляет в неё.

Злоба и жажда мести приводят к трагическому финалу. Самовлюблённый, напыщенный, эгоистичный Карандышев достоин не только осуждения, но и сочувствия.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 05:08:03
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение