Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Григорий Печорин — герой своего времени по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Равнодушие, холодность, пассивность — главные характеристики типичного представителя мыслящий молодёжи тридцатых годов XIX века, коим является Григорий Печорин. Амбиции и стремления молодых людей того времени привнести в мир что-то новое, реализовать свои способности и таланты жестоко подавлялись государственной цензурой. Скованные, ограниченные властью люди теряли нравственные ориентиры и интерес к жизни, не могли найти своё место в ней и применение своим умениям. После подавления декабристского восстания у молодых людей попросту не осталось выбора: борьба со сложившимися в обществе устоями, стремление реализовать собственные идеалы стали мукой в условиях жесткого политического режима, что и привело к потере смысла жизни «героев нашего времени».

Печорин — яркий представитель своей эпохи, собирательный образ молодых людей того времени, уставших от вечного, не приводящего ни к каким результатам поиска смысла и места в жизни.

Он был готов действовать, движимый страстью живого сердца и любопытством пытливого ума; он замечал прекрасное в окружающих его людях и видах, пока не наступил переломный момент, после которого он окончательно опустил руки. Момент, растоптавший его юношеские идеалы, продемонстрировавший напрасность, бесцельность всех попыток Печорина что-то изменить. В повести «Максим Максимыч» герой кажется ещё более отстраненным и потерянным: множество раз испытывавший судьбу Печорин будто теряет остатки внутренней силы и примиряется с мыслью, что смерть — единственное исцеление от этого сжирающего чувства ненужности и одиночества. Если рассматривать повести в хронологическом порядке, то в более ранних можно с лёгкостью найти черты романтизма, в особенности в «Тамани», где герой влюбляется в таинственность, странность сказочной ундины и замечает красоту природы, хотя в дальнейшем и более невероятные виды не смогли его вдохновить.

Для Печорина не существует настоящей дружбы – дружить с кем-то полноценно значило бы потерять свободу или, напротив, обрести раба.

И в конце концов находит своего «двойника», своеобразного доктора Вернера, такого же проницательного, как и он сам. Вернер и Печорин «читают в душе друг друга», однако и доктор для героя лишь приятель. Для Максима Максимыча Печорин стал кем-то вроде сына, и события, пережитые ими, делали его в глазах старика близким другом, встречи с которым он был искренне рад. Офицер никогда не придавал такой значимости этому знакомству, ко всему прочему напоминавшему ему о страданиях, причинённых Бэле. Максим Максимыч отнюдь не тот человек, который понимает Печорина в полной мере, напротив — для него он был загадкой, сплошным противоречием, и, может, поэтому офицер не питал к нему ответных дружеских чувств. Знакомство с Грушницким и вовсе кончилось трагично: юноша многое доверял Печорину, будучи для него лишь развлечением, забавным существом, которому никогда не сравниться с «героем романа», коим он стремится быть.

Любовь для Печорина тоже оказывается недоступной: сколько бы женщин герой ни встречал на своём пути, ни ради одной из них он не отказался от своей свободы. Как в дружбе, так и в любви Печорин боялся потерять независимость и одновременно с тем вечно искал новые эмоции и ощущения, пытался познать любовь и искренние чувства. Наиболее ярко это выражено в повести «Бэла»: желая вспомнить уже забытое чувство, он похищает девушку, которая ничуть не похожа на светскую львицу. Однако Печорин быстро охладевает: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой». Страсть, влюбленность вскоре сменяются разочарованием — в душе героя не хватает сил на долгое и постоянное чувство. И это губит девушку и всю её семью. Ещё одна женщина, связанная с Печориным, также оказывается разбитой, морально и физически истощенной после знакомства с ним. Для него она была всего лишь игрушкой, способом развеять скуку и в который раз продемонстрировать великое искусство манипулировать людьми, тем самым разрушая их судьбы. Он старательно привлекает к себе ее внимание, видя в ней только кокетливую пустышку. Однако через некоторое время Печорин признает в Мери достойного человека и раскрывает перед ней свой обман, с ужасом отталкивая от себя мысль – а уж не обманул ли он самого себя, по-настоящему влюбившись в неё во время этой хитрой интриги? Однако нет: единственной настоящей любовью Печорина и «единственной женщиной, которую он не в силах был обмануть» была Вера. По его же словам, она лишь понимала его совершенно, только ради неё он готов был на многие жертвы — поехать в другой город, загнать до смерти коня и оголить чувства до предела, отбросив все маски. Но одно, чего Печорин не мог сделать даже из любви к Вере, — жениться и стать рабом этого союза. И хоть она и была «дороже жизни, чести, счастья» для Печорина, к сожалению, его свобода оказалась для него важнее. Именно поэтому эта любовь приносит много страданий обоим героям.

Печорин умирает по дороге из очередного путешествия, и автор сообщает об этом задолго до конца произведения, не раскрывая причины смерти героя. Лермонтов не заостряет внимания на гибели Печорина в физическом плане, так как намного важнее для читателя его постепенное угасание как личности. Герой отвергал дружбу, любовь, находился в постоянном конфликте с обществом, не мог найти своё место в нём. Будучи разочарованным в жизни, уставшим от бесцельного существования, Печорин перестает ею дорожить, полностью отдаваясь судьбе и воспринимая смерть как избавление от душевных мук, собственной ненужности и одиночества.

Моё отношение к Печорину близко к мнению Белинского об этом литературном персонаже, считавшего его «страдающим эгоистом». Белинский не отрицает пороков, живущих в Печорине, однако частично оправдывает его, говоря о том, что сам герой страдает, причиняя другим вред.

Печорин анализирует собственное поведение, но глубокий самоанализ героя лишь губит его, причиняя сильную боль от осознания своих же поступков и невозможности что-то изменить.

Печорин же медленно угасает, съедая самого себя изнутри, страдая от ненависти окружающего мира, недовольный самим собой. Ближе к концу казавшийся изначально абсолютно отрицательным персонажем Печорин проявляется как глубоко несчастная, потерянная личность, которая, несмотря на все свои таланты и стремления, не смогла стать нужной обществу того времени.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.