Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Человек и его тайна в рассказах Чехова «И свет во тьме светит…» (ЕГЭ по литературе)

Несмотря на то, что Антона Павловича Чехова считали не особо религиозным человеком, у него как у мастера подтекста в произведениях часто звучит библейский мотив света во тьме. Продолжение этого изречения: «…и тьма не объяла его». Довольно часто внешняя среда бывает жестока к людям, и очень важно, чтобы тайный, скрытый ото всех огонь в человеческих душах не был потушен внешними факторами. Примерами произведений писателя, в которых присутствует идея внутреннего света, могут послужить рассказы «Студент» и «Дама с собачкой».

Свет в рассказе «Студент» приобретает весьма понятный образ костра, к которому и идёт замёрзший блуждающий в вечернем мраке Иван Великопольский. Душа ученика духовной академии наполняется безысходностью от мысли, что во все времена была «точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска», и что в будущем ничего не изменится. Это чувство, словно наружная тьма, проникает в сердце студента. Так появляется образ внутреннего мрака.

Это продолжается, пока герой не замечает костёр, у которого греются вдовы Василиса и Лукерья, чьи имена перекликаются с именами святых. Пейзаж в рассказе будто иллюстрирует библейское высказывание. Непроизвольная, нарушающая традиции проповедь о деяниях Петра, рассказанная у костра, который будто связал прошлое и настоящее, затрагивает что-то в душах женщин. Слёзы Василисы наталкивают Ивана Великопольского на мысль, что «прошлое <…> связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого». Бесконечный круг в голове героя разрывается, превращаясь в вектор новых историй. Таким образом, душевный свет студента остаётся во тьме непогашенным, как и костер на вдовьих полях.

Другой образ внутреннего тайного огня человеческой души показан в рассказе «Дама с собачкой». Главный герой, Дмитрий Гуров, заключает в себе архетип Дон Жуана и на искреннюю, самоотверженную любовь, соответственно, не способен. Однако после встречи с Анной Сергеевной он начинает стремительно меняться. Появляется образ одинокого баркаса в море, что является символом души на просторах жизни, а фонарик, который «сонно мерцал на нём» — зародившаяся любовь к героине. Гуров начинает философствовать, а по возращению в Москву между ним и его прошлой жизнью намечается разрыв. Стоит обратить внимание, что в рассказе достаточно серых вещей: платье, глаза, забор, пол в гостинице, чернильница. Тусклый, призванный показать скучность и безнадежность окружающего цвет, приобретает новый смысл в свете любви. В герое пробуждается тайная жизнь, которая поддерживает огонь в его душе, и делает его другим человеком, каким его задумал Бог: «…эта их любовь изменила их обоих».

Итак, в рассказах «Студент» и «Дама с собачкой» герои сталкиваются с неблагоприятной средой, но в обоих случаях их спасает внутренний огонь, будь то любовь или вера.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.