Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема подростковой жестокости по рассказу «Все куклы мира» Андрея Ракши «Настырный ноябрьский ветродуй снежной плетью гнал Сашку вниз по улице, заставляя его быстро идти, почти бежать, мелко перебирая ногами…» (ЕГЭ по русскому)

В чём причина подростковой жестокости? Это один из вопросов, волнующих Андрея Ракшу, автора рассказа «Все куклы мира».

Размышляя над поставленной проблемой, писатель рассказывает о нескольких эпизодах из жизни главного героя. Двенадцатилетний Сашка, оказавшийся в трудной жизненной ситуации по причине пьянства и аморального поведения матери, переживает не только за себя, но и за маленькую сестрёнку Ленку. Страдания «любимого родного человечка» он ощущает как свои собственные. Чувства старшего брата передаются фразой: «Будь его воля, он подарил бы ей все игрушки мира». Сокровенное желание мальчишки связано с глубокой обидой на мир, неслучайно употребляется цветовая лексика со значением «жёлтый»: «желтоватая лужа», «желтела гроздь бананов», «в жёлтом свете», «красный отсвет на капоте сменился жёлтым», символизирующим сумасшествие. Мир как будто сошёл с ума, ополчившись на беззащитных детей.

Вот почему в душе героя появляется обида.

Но потом Сашка из жертвы превращается в преступника. Пытаясь заработать деньги на плюшевого мишку в подарок сестрёнке, он безжалостно уничтожает конкурента по мытью машин — древнего старика в солдатской шапке, у которого «на груди, весело поблескивая в свете фонарей, болталось созвездие медалей». Бывший солдат пытается быть миролюбивым с подростком, но мальчишка неумолим, он похож на маленького зверёныша, его охватывает приступ безумия: «Сашка стал похож на мелкого, смертельно опасного взбесившегося хорька». А беспомощный взгляд старика у него не вызывает сочувствия. Желание избавиться от конкурента рождает в мальчишке охотничий азарт, и он убивает человека, который воевал, чтобы в будущем жили такие, как Сашка. Об этом герой не думает. Его поступок страшен своей бессмысленностью и изощрённостью.

Оба примера противопоставлены, показывают противоречивость образа героя рассказа и помогают понять глубину проблемы подростковой жестокости. В то же время они позволяют не просто осуждать Сашку, но заставляют обратиться к анализу истоков бесчеловечного поступка.

Автор, используя яркие словесные детали, убеждает читателей: причина подростковой жестокости связана с поведением окружающих его людей.

Нельзя не согласиться с позицией писателя. Действительно, в двенадцать лет психика и мировоззрение человека ещё не сформировались. Подросток нуждается в добром влиянии, понимании взрослых. К сожалению, не всегда рядом есть такой надёжный и умный друг. Например, в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется» тринадцатилетняя Варька, охваченная усталостью и естественным желанием выспаться, убивает ребёнка, с которым нянчилась, потому что ей овладело «ложное представление». Читателя охватывает и жалость, оттого что подросток страдает, и ужас от того, как он реагирует на страдание, причиняемое ему.

Таким образом, страшно, если подростки готовы совершить убийство, унизить кого-то, совершить преступление, пытаясь защитить себя или своих родных от жестокости других людей. Чтобы этого не было, необходимо воспитывать детей в любви, быть добрыми с ними. Нужно научить каждого ребёнка чувствовать боль другого человека, уважать важнейшие нравственные правила, существующие в обществе. Тогда он сможет достойно и правильно сделать собственный выбор в трудной жизненной ситуации.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.