Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Специфика русской литературы 1840-1860-х годов (Литература XIX века)

Перед мыслителями этого времени стояла задача философски осмыслить русский исторический путь, постичь его законы. По решению этой задачи определились два направления общественной мысли — западники и славянофилы.

Западники — П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, Н. Т. Грановский, М. А. Бакунин и др. — полагали, что Россия должна пройти той же дорогой, что и европейский Запад. Они были защитниками идей Просвещения и либерализма, то есть борцами за права и свободы личности, обеспечиваемые справедливыми законами, которых можно добиться при республиканской форме власти — при демократии.

Славянофилы — А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, П. В. Киреевский, И. С. Аксаков, К. С. Аксаков,

Ю. Ф. Самарин и др. — настаивали на самобытности исторического развития России, основанной на «добровольном согласии» между властью и народом, враждебным к революциям, дорожащим не личностной свободой, а мирской общинной жизнью, духовно объединенным православием — чувством «соборности».

Западники и славянофилы обосновывали свои теории аппеляцией либо к общечеловеческой природе, либо к национальной ментальности.

Разработка системных представлений о природе человека и идей о специфике «национального духа» имела большое значение для эволюции русского реализма.

Первой стадией реализма 1840-х гг. явилась «натуральная школа» — школа последователей Гоголя, обратившихся к обыденной жизни, к быту «маленького человека», усмотревших в «тине мелочей» явления нравственно значимые и эстетически ценные. Натуральная школа последовательно разрабатывала объяснение образа жизни и мыслечувствования человека условиями среды, в которой он живет. Первоначально господствующим жанром «школы» был «физиологический очерк». В сборнике «Физиология Петербурга» (1845) опубликованы были очерки Д. Григоровича «Петербургский шарманщик», Ив. Панаева «Петербургский фельетонист», стихотворный очерк Н. Некрасова «Чиновник» — во всех этих сочинениях человек изображался как простой слепок социального разряда, представляемого им. Новизна этой литературы заключалась в неведомой до сих пор правде, достоверности, с которой был показан реальный, прежде всего «низовой» Петербург.

Сам термин «натуральная школа», впервые употребляемый реакционным литератором Ф. Булгариным, скоро в статьях В. Г. Белинского стал определением правдивого искусства, отказавшегося от всяких прикрас действительности. Через натуральную школу прошли крупнейшие писатели России: А. И. Герцен,

Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин. Теоретиком её был В. Г. Белинский.

Скоро ведущие писатели потянулись к крупному жанру — роману. Русских прозаиков-реалистов стали занимать перемены в самой структуре общества, вызванные освобождением от крепостнической спячки, появление новых типов и идеологов. Вместе с тем, их интересует и то, как проявляются в разных исторических условиях и в разной среде коренные свойства и потребности человека, какие сдвиги совершаются в системе человеческих ценностей.

По-иному к проблеме национального характера подошел драматург А. Н. Островский. Его интерес направлен на бытовой уклад русской патриархальной семьи. После первой социальнообличительной комедии «Свои люди — сочтемся» (1849), в которой купеческая семья изображена как гнездо самодуров и хищников, Островский, увлекшийся славянофильством, решил показать семью, в которой еще дорожат благочестивыми домостроевскими традициями: заботой о родовой чести и общем согласии, основанном на неусыпном бдении отцов и послушании детей. Конфликты, изображенные в его пьесах начала 1850-х гг. «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», возникают в силу отступлений людей от обычаев, живущих «испокон веку», и разрешаются торжеством этих обычаев.

Внимание реалистов 1840-60-х гг. привлекли и процессы идейных исканий передовых людей. Изображением быстро изменяющейся «физиономии образованного общества» занимался И. С. Тургенев: в романе «Рудин» (1855) он показал фанатического поклонника Гегеля (немецкого философа, обосновавшего идею прогресса и очень популярного в России), в «Дворянском гнезде» (1859) — дворянина-славянофила, отрекающегося от поклонения Западу и возвращающегося на отечественную почву, в «Накануне» (1860) — героического борца за свободу Родины, в «Отцах и детях» (1862) — разночинца-нигилиста — новую силу общественного движения, в романе «Дым» (1867) — реформатора-постепеновца, сторонника западных преобразований, и в романе «Новь» (1877) — революционера-народника.

Именно Тургеневу удалось запечатлеть важнейший идейный конфликт 1860-х гг. — столкновение революционных демократов с либералами. Писатель-реалист показал этот конфликт как конфронтацию между пропагандистами тотального разрушения существующего строя и сторонниками его мирного преобразования, между эмпириками и теоретиками.

1850-е годы — время бурного расцвета лирики, когда один за другим появляются сборники стихотворений

Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, А. А. Фета, А. К. Толстого, Я. П. Полонского, И. С. Никитина, А. Н. Майкова.

В поэзии реализм спокойно уживался с романтическими тенденциями. На счет развития реализма следует отнести проникновение в лирику социального анализа и углубление философской рефлексии. В поэзии середины века человек предстает не только как существо чувствующее и мыслящее, но и как мыслимое, сознаваемое в его субстанциональности, в отношении к разным закономерностям бытия — социальным, природным, метафизическим.

Поэзия романтическая и реалистическая первой трети столетия сделала открытия в сфере внутренней, духовно-душевной жизни человека, раскрыла её сложность, утонченность. Лирика 1850-60-х гг. центром художественного анализа сделала судьбу человека, осмысляемую в разных аспектах.

Например:

Ф. И. Тютчев. Русской женщине

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.