Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Двойники Раскольникова: Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Я прочитала роман Ф. М Достоевского "Преступление и наказание". Это лучшее произведение, с которым знакомит школьника образовательная программа. Можно часами говорить о проницательности мысли автора, специфике атмосферы и небезынтересной структуре, систематизированной в целостную картину, в конце концов о сюжете, который гениальный писатель не загромождает, а подаёт легко и естественно в повседневных диалогах. Но я хочу остановиться на самом интересном приёме, который использует Фёдор Михайлович, дабы передать глубину своих мыслей, потому что приём двойничества будет встречать читателя на протяжении всей основной части произведения.

С самым первым и, наверное, самым неприятным двойником Раскольникова мы знакомимся через письмо Марфы Петровны.

Скомканный рассказ матери не вводит в заблуждение Родиона, а заставляет с ещё большей осторожностью отнестись к избраннику Дуни. Неприязнь Раскольникова к сложившемуся образу жениха сестры полностью оправдывается при первой же встрече героев, где раскрываются все мелочные мотивы Лужина. Герой мечтает взять в жены девушку, познавшую нищету, чтобы сделаться для неё благодетелем и всю жизнь самоутверждаться за счёт раболепных восхвалений спасителя своего и  принижений со стороны жены. На семейной встрече в честь предстоящей женитьбы Дуня разрывает отношения с Пётром Петровичем. Лужин терпит поражение от своей несостоявшейся жертвы. Таким образом, героев объединяет "комплекс Бога". В теории Раскольникова он подразумевает Бога-Наполеона для тварей дрожащих, в системе потребностей Лужина — Бога-мужа для жены.

Ещё одним двойником Раскольникова является Аркадий Свидригайлов. О нём мы узнаём в том же письме матери, однако уже без лишних преукрашательств. Описанный в негативном ключе, на протяжении всего действия романа Аркадий не совершает ничего плохого. Он подслушивает признание Раскольникова без злонамерений, случайно поселившись в соседней комнате. Свидригайлов сразу же рассказывает Родиону об этом и даёт слово хранить молчание. Он спокойно говорит о растлении малолетних, но столкнувшись с откровенным сном, решает покончить жизнь самоубийством. "Преступление и наказание" относится к классицизму, потому не стоит забывать о свойственных направлению говорящих фамилиях. Свидригайлов "содрагается" во время последнего свидания с Дуней. Беззащитная девушка была не в состоянии выстрелить. Однако Аркадий не предпринимает ничего. Это "ничто", этот цикл содраганий приводит к самоубийству героя. На примере Свидригайлова рассматривается альтернативная ветвь развития раскольниковского типа персонажа.

Самым недооценённым двойником главного героя является следователь Порфирий Петрович. Он обладает аналитическим умом и ироничным взглядом на вещи. Причем, ирония его настолько ядовита, что в пух и прах разбивает незыблемую теорию Раскольникова. Порфирий с лёгкостью угадывает Раскольникова прежде всего потому, что сам был болен корью нигилизма, метафорически названной "трихинами" в эпилоге, которой необходимо один раз переболеть, чтобы никогда больше не заразиться. По Достоевскому болеет трихинами не организм, а душа.  

Раскольников на протяжении всего романа борется с недугом. Трихины вызывают у него бред, горячку и обмороки, с которыми герой, важно заметить, сталкивается каждый раз, когда попадает в стрессовую ситуацию, связанную с совершенным убийством. Каждый раз падая в обморок, он выдаёт себя.  

Порфирий подмечает эти симптомы, потому что сам болел. Он является двойником Расколтникова, переболевшим и не совершившим преступление. Порфирий стал следователем, дабы бороться с Раскольниковыми. Порфирий никогда больше не заразится.

Камнем преткновения на вышесказанное ложится религия в трактовании Достоевского. А именно тот факт, что Порфирий, хоть и переболел, не познал Бога и никогда не познает. Кто, если не он?

А познает Бога Сонечка, которая совершает нравственное преступление. Как и Раскольников, она "доходит до дна". Разница лишь в том, что он переступает через других, в чем позже раскается, а Соня — через себя. "Убей себя и создай заново" — таков путь постижения истины Фёдора Михайловича.

Таким образом, приём двойничества позволяет лучше раскрыть идею произведения, а также продемонстрировать судьбу Раскольниковых, столкнувшись с одним нравственным выбором, но принявших разные решения. Путь Раскольникова через саморазрушение, душевные муки, непринятие и раскаяние — единственный способ постижения Бога для носителя аллеля нигилизма.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.