Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Оправдывает ли благая цель дурные средства её достижения, если цель — личное счастье? Аргументы Н. В. Гоголь «Мёртвые души», Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Цель и средства… Эти понятия часто стоят рядом. Цель — это стремление к чему-либо, то, что хоти получить и в чем желаем преуспеть. Каждый из нас ставит перед собой цели и пытается их достичь. А также каждый человек выбирает свои средства их достижения. Одни выбирают путь честный и благородный. Другие же не видят ничего плохого в низких, подлых и недостойных поступках. Но, на мой взгляд, ни одна, даже самая благородная, не может быть достигнута отрицанием совести и нравственных законов человечества.

Любой человек, если в нем ещё живо нравственное чувство, не может быть счастлив, когда вокруг него страдают люди от его бесчеловечного поступка. Счастье не придёт внезапно, не постучится в дверь, к нему нужно стремиться, достигать его, строить.

Так, у Н. В. Гоголя в поэме «Мёртвые души» главный герой Чичиков готов поступиться любыми моральными принципами ради высокого социального статуса и обогащения. Он тонкий психолог и в каждой беседе выбирает особую манеру общения. Чичиков всегда ищет у своего собеседника слабое место, подбирает нужные слова для того, чтобы помещики поверили в правдивость его истории покупки мертвых душ. Ради своей цели он прибегает к различным махинациям, обманам, ухищрениям и притворствам. Так, герой с лёгкостью получает статус крупного землевладельца. Однако его цель средства не оправдала. Как только общество узнаёт о его мошенничестве, оно отворачивается от него, Чичиков сбегает из города с позором.

А что если цель — личное счастье? Этот вопрос можно разобрать на примере повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Главная героиня — молодая купчиха Катерина Львовна Измайлова. Её целью является женское счастье — любить и быть любимой, однако средства её безнравственны. Движение героини от скуки купеческого быта к свободной любви приводит её к той грани, за которой исчезает различие между человеческим и звериным. Героиня Лескова лишена мученичества: следуя инстинкту разгоревшейся страсти, она становится губительницей невинных душ (достаточно вспомнить жуткую сцену удушения «сонаследника» — малолетнего племянника Фёдора). Нельзя не отметить свойственную героине внутреннюю силу, отчётливо видную на фоне слабодушного и внутреннее бесцветного Сергея. Но эта сила, удесятеренная страстью, ведёт к саморазрушению личности: слепое, первобытное чувство вытесняет в Катерине Львовне прочие внутренние импульсы, включая инстинкт материнства. И даже сцена гибели Катерины, мстящей обидчице, отмечена авторским сравнением героини с хищной рыбой.

Подводя итог, можно сказать, что никакая цель не стоит дурных средств её достижения. Ведь человек существует только тогда, когда жива его душа. А живя не по совести, пренебрегая моральными принципами, душа не может оставаться живой, а значит, и человек перестаёт духовно существовать.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.