Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Виталий Закруткин (1908 – 1984). Проблематика повести «Матерь человеческая» (ЕГЭ по русскому)


Проблема памяти. Рассказчик не мог забыть эту женщину, не имел права. Он отмечает её нелёгкую жизнь, чистую душу, характер глубокий и добрый и то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием.

Проблема предела человеческих возможностей. Как эта женщина смогла вынести то, что выпало на её долю? Он познакомился с ней случайно, во время войны, и его потрясла её трагическая судьба.


Но шли отмеченные кровавыми буднями последние годы войны, трудные походы по чужим землям, ранение, госпиталь, возвращение в разорённую врагами родную станицу, потеря близких, дорогих сердцу людей, размыли в памяти образ этой женщины, и черты её забылись, словно растаяли в белёсой пелене утреннего тумана над захолодавшей осенней рекой.

Проблема воздействия войны на душу и судьбу человека.

Прошли годы. Однажды рассказчик по просьбе старого фронтового друга приехал в древний прикарпатский город. Ежедневно он совершал прогулки до восхода солнца, гулял по старинным, пустынным, гулким улицам городка, о древности которого напоминали руины древних замков, полуразрушенные стены монастырей, иезуитские, бернардинские и доминиканские костелы, ветхие деревянные церквушки и мрачные соборы, бронзовые статуи, радужные фонтаны.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Все эти запечатленные многими людскими поколениями (7 веков) памятники их жизни вызывали в рассказчике молчаливое раздумье, мысли о вечном, неотвратимом течении времени. Поднимаясь на Княжью горку, он любовался старинным городком.Под клёном, в каменной нише, он увидел изваяние мадонны с младенцем на руках. И мадонна, и пухлощёкий её младенец были ярко и грубо раскрашены масляной краской. У ног мадонны постоянно лежали свежие, обрызганные водой живые цветы. Цветы приносила пожилая пара, бедно одетая. Что заставляло их сюда приходить? Может, сын погиб на войне? Или смертельно больна дочь? Рассказчик рассуждает о божьей матери, которую люди именуют владычицей и госпожой, царицей небесной, пречистой, заступницей благодатной, предстательницей, заступницей благодатной. Он считает её выдумкой и противопоставляет матери человеческой, земной женщине Марии.

Повествование о Марии, которой 29 лет, идёт от 3-го лица, но часто используется и несобственно-прямая речь, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть мысли и чувства героини, её переживания. Однажды, в годы войны, пути рассказчика и Марии случайно пересеклись, и теперь, спустя много-много лет, он не может не рассказать о ней людям.

В эту сентябрьскую ночь беременная Мария лежала в глубокой кукурузной борозде и молила Бога о смерти. Она решила умереть вместе со всеми. Но с вершины холма увидела, что хутор горит, все 30 дворов. Немецкие солдаты протягивали длинные пылающие факелы к соломенным и камышовым крышам домов, сараев, курятников, не пропуская на своём пути ничего, даже собачьей конуры. Немцы взорвали новый кирпичный коровник, построенный колхозом перед самой войной, которым сельчане так гордились. Всех оставшихся в живых хуторян – их вместе с женщинами и детьми человек сто - немцы выгнали из домов и погнали в рабство – на работу в Германию. Мария видела в толпе стариков, трёх женщин с грудными детьми: две её соседки, молодые солдатки, а третья – эвакуированная молодая учительница, которая родила дочку уже здесь, на хуторе. И вдруг в толпе раздался душераздирающий крик 15-летней комсомолки Сани Зименковой, дочери ушедшего на фронт хуторского тракториста: «Сволочи! Пала-а-чи! Фашистские выродки! Не хочу я вашей Германии! Не буду вашей батрачкой. гады!». Мать пыталась успокоить свою дочь, но тщетно. Фашисты расстреляли Саню из автомата. Мария подумала, что девочка ещё жива и попыталась оказать ей помощь. Девочка умерла на её руках. Обряжая комсомолку в последний путь, Мария уколола палец и нашла в волосах девочки комсомольский значок: на алой эмали блестел профиль Ленина. В отчаянии, давясь слезами, она разговаривала с профилем Ленина: «Вот, товарищ Ленин, вот чего сделали с людьми, с бедной Санечкой, со мной… Куда мне теперь податься, товарищ Ленин? Скажите, дайте мне ответ, Владимир Ильич, научите меня…Отец мой, и мать моя и муж мой, и сыночек мой малый жизни лишились, и осталась я на белом свете одна»… Она похоронила девочку, могилу рыла руками, по-собачьи, все пальцы изранила.

Мария вспомнила всё, чем жила эти годы и как осталась одна…

В гражданскую войну белогвардейский карательный отряд расстрелял её отца-коммуниста. Марии тогда было 7 лет. Мать умерла, когда Марии было 16 лет. Она осталась круглой сиротой, за ней приглядывали родители Ивана, соседи. Иван был старше Марии на три года, они были комсомольцами, первыми вступили в колхоз. Вскоре они поженились, а через год Мария родила сына Васю. Шли годы, но они не растеряли любви. Оба работали в 3 бригаде колхоза имени Ленина: он - шофёром, а она – дояркой. Перед войной они построили новый дом, насадили сад. Иван ушёл на фронт в первый же день войны. Через несколько месяцев Иван вернулся домой, исхудавший, на себя не похожий. Ему ампутировали левую руку выше локтя. Советская армия отступала к Волге и Кавказу. В эти дни, как на грех, у Ивана поднялась температура, в культе открылись свищи. В районной больнице сказали, что в кости идёт воспалительный процесс, но врачи эвакуируются. Иван был убеждён, что надо уходить, так как разрывы снарядов слышались всё ближе, это были немцы. Но они не успели уйти, немцы вошли в село. Они выгнали всех взрослых хуторян рыть окопы на правом берегу реки. До поры до времени немцы не трогали хуторян. Но на дальнем грейдере кто-то уничтожил немецкий штабной автомобиль. На хуторе появилась карательная группа немцев. Взяли одного Ивана то ли из-за молодого возраста, то ли из-за тяжёлого взгляда из-под насупленных бровей. Немцы объявили, что будут казнить этого человека «за бандитское нападение на офицеров великой немецкой армии» Феня закричала, что он ни в чём не виноват, так как никуда с хутора не отлучался. Тогда немцы приговорили к казни и Феню. Васятка пытался вступиться за отца, истошно вопил, кусал руки солдат. Повесили троих. Марию спрятали в гуще неубранной кукурузы. Васятке было 10 лет. Сначала Мария не хотела жить, но потом вспомнила о неродившемся ребёнке и поняла, что должна жить ради него.

Многое пришлось испытать бедной женщине: голод (она срывала кукурузные початки и ела жёсткие зёрна, выкапывала в поле картошку и ела её сырую); жажду – в колодце были трупы житвотных, застреленных фашистами. Дом сгорел, жить негде Она вспомнила о подполе. Стала спускаться туда с вилами и увидела смертельно раненного немца, совсем молодого – лет 17-18. Звали немца Вернер Брахт. Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застилал ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшие на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, плачей – фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукаве. Этот немец в погребе был в сером мундире и с такой же чёрной лентой на рукаве. Мария думала, что должна убить этого немца во имя высшей справедливости, которая сейчас в её горячечном сознании укладывалась в знакомые с детства слова: «Смертию смерть поправ»…Она трактовала эти слова по-своему, ей казалось, что они властно требуют: убей убийцу. Она ступила на последнюю ступеньку и высоко подняла вилы, как вдруг услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом: «Мама! Ма-а-ма!»

Мария выронила вилы, ноги её подкосились, она потеряла сознание. Очнулась от прикосновений влажных рук раненого. Захлёбываясь он рыданий, немец что-то говорил на своём языке, но она поняла, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под Смоленском. В бою он ни разу не был, подвозил солдатам пищу. он ехал на двуколке, был ранен в грудь, уполз и спрятался в погребе. Мария стала ухаживать за раненым, но чувствовала, что он не жилец.

Проблема жестокости, противоестественности войны. Мария думала об этом немце, что ему не нужна была война и он не хотел воевать, не знал её земли и хутора. Взяли этого Вернера в «мясорубку», и умрёт он в чужой земле, где и будет похоронен. А в Германии будет лить слёзы мать. Никто не скажет, кому нужна была эта смерть на чужой земле. Мария ухаживала за немцем, но он умер, она его похоронила. Военная робинзонада. Мария ходила в окопы, как Робинзон На затонувший корабль, чтобы разжиться нужными в хозяйстве вещами. Она брала гимнастёрки, шинели, лопаты, нашла железную печь.

К Марии, как к единственному живому человеку в округе стали приходить животные . Сначала это четыре коровы, впереди которых бежал злющий пёс Дружок. Она поняла, что коровы изнемогали от избытка молока и ринулись за помощью к первому увиденному ими человеку. Вначале Мария сдаивала прямо на землю, потом в ладони, попила молока, дала в горсти молока голодной собаке. Близость коров и собаки, живых существ, успокаивала Марию, напоминала, что теперь она не одна в этом пугающем мире. Потом к ним прибилась Собака Дамка, принадлежавшая казнённой Фене. Затем прилетели голуби. Стая опустилась у самых ног Марии, доверчиво окружила её, воркуя и просительно встряхивая крыльями. Голубиная стая, доверившись единственному живому человеку, стала ночевать на полусожжённой яблоне. Улетая в степь, она всегда к вечеру возвращалась к Марии. Колодец Мария вычистила, освободила от трупов животных, вычерпала воду, чтобы колодец наполнился чистой и свежей водой. Теперь Мария была обеспечена водой.

Проблема ответственности человека, долга перед другими, поведения человека в экстремальной ситуации. Видя, как много на полях неубранного добра: невыкопанного картофеля, свёклы, моркови, , поздних арбузов, подсолнухов, кукурузы, Мария решила изо всех сил работать одна за весь колхоз. «Ты одна из всех выжила, одна за всех и должна работать, должна выстоять».

А потом к ним прибились и совхозные овцы, их оказалось 9. Затем куры.

В одном из окопов Мария увидела мёртвого бойца. Это был политрук с пулемётом, который, видимо прикрывал отход своих товарищей и отстреливался от наступавших немцев. Мария не смогла разжать одеревеневшие руки политрука и похоронила его вместе с пулемётом. В полевой сумке убитого она нашла фотографию девушки и письма, которые прочитала. Материнское письмо Мария читала сквозь слёзы, мать просила сына беречь себя. Политрук Слава писал матери, что видел, что творили немцы в освобождённых сёлах и городах: сожженные дома, горы человеческих трупов, виселицы, издевательства над людьми, пытки и расстрелы. «Мы должны, мы обязаны, мама, победить это чёрное зло, эту жестокую, свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир». Он писал, что советские бойцы сражаются за будущее человечества, за правду и чистую совесть мира. Мария думала о судьбе двух мальчиков: немце Вернере Брахте и русском бойце Славе. Она надеется, что Вернер понял, когда его достала смертная пуля, что умирает за самое злое, самое отвратное дело. И когда перед смертью проснулась его совесть, в простой русской женщине он увидел свою маму. В тот час все женщины, которые живут на земле, показались ему одной матерью, которая всех любит, жалеет, голубит, грудью своей кормит одинаково хороших мальчиков, и плачет, и терзается, и места себе не находит, когда убивают её родных мальчиков.

Через 4 месяца Мария нашла ленинградских детей в копне сена. Поезд разбомбили. Эти семеро детей были из детского дома, их эвакуировали. Воспитатели были убиты во время немецкой бомбёжки, много детей сгорело. Они убежали, их было 18, 11 умерло в дороге. Мария приютила трёхлетних Дашу и Андрюшу, а также детей постарше: Галю, Олю, Наташу, Таню и Лару. Дети рассказали Марии о своих страшных и долгих мытарствах. В Ленинграде все люди голодали, и воды ни у кого не было. В детдоме детям давали кусочек хлеба размером со спичечный коробок и чайную ложку повидла. У них умерло 9 мальчиков и 4 девочки. Люди умирали прямо на улице. Девочка босоножки сварила и ела, умерла в страшных мучениях. Во время бомбёжки они видели мёртвую пожилую воспитательницу, голова оторвана, кровь течёт. Дети ночевали в копнах и кустах, в двух деревнях женщины хотели взять их к себе, но они увидели живых немцев и убежали. Мария кормила детей, ухаживала за ними, они стали называть её мамой, и ей самой уже казалось, что она родила всех этих детей. Мария родила мальчика, которого назвала Васей.

Наконец пришли советские войска. Командир гвардейского кавалерийского полка, пожилой майор, узнал от разведчиков о Марии. Кавалеристы увидели её на покатом холме с младенцем на руках, Вокруг с ней сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив военных, звонко заржали кони. Вверху носились быстрокрылые голуби. Майор опустился на колени перед Марией и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жесткой руке.

Рассказчик верит, что наступит время, когда не будет убийств, грабежей, лжи, коварства, клеветы. Люди станут братьями., обретут радость, счастье, мир. Они воздвигнут самый величественный монумент женщине – труженице земли. Засияет над землёй Образ матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:05:11
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение