Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблематика рассказа А.П.Платонова «Песчаная учительница» (ЕГЭ по русскому)

Главная героиня рассказа - двадцатилетняя Мария Нарышкина – родом из глухого забросанного песками городка Астраханской губернии. Когда ей исполнилось 16 лет, отец-учитель отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. А через 4 года курсистку Марию Никифоровну назначили учителем в дальний район – село Хошутово на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.

Бедствием для села были песчаные бури. Силы крестьянина сломила борьба с пустыней. Крестьяне «заскорбели» от нищеты. Новая учительница расстраивалась из-за того, что дети ходили в школу неисправно, а зимой и вовсе переставали, потому что часто были снежные бури, а ребятам не во что было одеться, обуться, поэтому часто школа совсем пустовала. Хлеб заканчивался к концу зимы, дети худели и теряли интерес даже к сказкам.

К Новому году из 20 учеников умерли 2. Что делать в селе, обречённом на вымирание?

Но молодая учительница не сдалась, не впала в отчаяние. Она решила сделать главным предметом в школе обучение борьбе с песками, обучение искусству превращения пустыни в живую землю.

Мария Никифоровна съездила в окружной отдел народного образования за советом и помощью, но поняла, что надеяться нужно только на собственные силы. Она убедила крестьян в том, что нужно сажать кустарники, чтобы те задерживали пески. Сельчане ходили на общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Спустя 2 года шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов. Около школы посадили сосновый питомник, чтобы деревья берегли снежную влагу и хранили растения от истощения горячим ветром. А их прутьев шелюги крестьяне стали плести корзинки, ящички, мебель, получая две тысячи рублей приработка.

На третий год пришла беда. Раз в 15 лет кочевники проходили через эти места с тысячью коней, через трое суток в селе ничего не осталось – ни шелюги, ни сосны, ни воды.

Но Мария Никифоровна уже обучила сельчан борьбе с песками, и после ухода кочевников они снова будут сажать шелюгу. А молодую учительницу заведующий окроно (окружного отдела народного образования) перевёл в село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы и их обучить культуре песков. Перед Марией Никифоровной встала проблема нравственного выбора. Она подумала: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумёртвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?». Ведь у неё не устроена личная жизнь, нет спутника жизни – мужа. Но она вспомнила свою беседу с вождём кочевников, сложную и глубокую жизнь племён пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков. Она согласилась ехать в Сафуту, шутливо сказав, что приедет в РОНО через 50 лет старушкой не по песку, а по лесной дороге. Удивлённый заведующий заметил, что Марии Никифоровне можно заведовать не только школой, но и целым народом.

1. Проблема человека и природы.

2.Проблема энтузиаста-одиночки, пытающегося противостоять природной стихии.

3. Проблема противостояния обстоятельствам.

4. Проблема счастья.

5. Проблема истинных ценностей.

6. Проблема служения людям

7. Проблема смысла жизни.

8. Проблема жизненного подвига.

9. Проблема мужества, стойкости, силы характера, целеустремлённости.

10. Проблема роли учителя в жизни людей.

11. Проблема долга и ответственности.

12. Проблема личного счастья.

13. Проблема самопожертвования.

14. Проблема нравственного выбора.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.