Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема возможности лжи во имя спасения (ЕГЭ по русскому)

Существует ли «святая» ложь? Можно ли допустить ложь ради сострадания человеку? Необходима ли «спасительная « ложь для облегчения душевных страданий? Именно эти нравственные вопросы, на мой взгляд, становятся главными в тексте русского советского писателя и поэта Константина Михайловича Симонова.

Раскрывая проблему возможности лжи во спасение, автор знакомит читателя со своим героем – военным командиром Сабуровым, который с самого начала войны взял на себя трудную обязанность – отвечать на письма, пришедшие к мёртвым. Его сердили люди, которые старались как можно дольше не ставить в известность близких о гибели их родственника . По его мнению, это «кажущаяся доброта», то есть не настоящая, просто это желание «пройти мимо чужого горя, чтобы не причинить боли самому себе». Сабуров принялся « за тяготившее его дело» - ему нужно было написать родным Парфёнова, убитого в первый же день боёв. Сначала он внимательно до конца прочёл письмо жены Парфёнова, которого до этого мало знал, но считал товарищем по оружию.

Из письма он узнал, что Парфёнова ждут, что у него двое маленьких детей – сын и дочка. Проблема нравственного выбора остро встала перед Сабуровым. Что ответить? С одной стороны, он твёрдо знал, что нужно написать правду: Парфёнов убит, его нет. Но как сообщить об этом жене, ставшей вдовой, и детям, которые стали сиротами. Как написать правду? Он знал, что людям иногда нужна ложь, чтобы не так было обидно, чтобы не так было скорбно прочесть страшную правду. Ведь люди хотят, чтобы их близкий не просто погиб, а героически, сделав что-то очень важное перед смертью, чтобы он вспомнил близких перед смертью. И Сабуров лгал в письмах, утоляя это делание людей, облегчая им горе. Это была единственная ложь, которая его не смущала. И Сабуров написал родным Парфёнова не только правду о том, что боец погиб в ночном бою в Сталинграде. Но он написал и ложь о том, что Парфёнов, прежде чем упасть, застрелил трёх немцев, что умер на руках Сабурова и перед смертью вспоминал сына Володю и просил передать ему, чтобы тот помнил об отце.

Мне кажется, что автор солидарен со своим героем и считает, что «святая» ложь существует. Он убеждён, что ради сострадания можно допустить неправду.

С мнением автора я согласна. Несомненно, чтобы облегчить горе, необходима «спасительная» ложь. Необходимо проявить сочувствие и сострадание, показать, что ты скорбишь вместе с человеком, понёсшим непоправимую потерю.

Чтобы подтвердить правильность наших суждений, приведём литературные примеры. В драме А.М.Горького «На дне» решается вопрос: что лучше – истина или сострадание? Герои пьесы – «бывшие люди», которые утратили всё : дом, работу – и вынуждены жить в ночлежке. Появляется странник Лука, который начинает сеять спасительную ложь. Умирающей Анне обещает счастливую загробную жизнь. Он просто выслушивает с сочувствием исповедь женщины об её тяжёлой жизни, что до Луки никто не делал, и облегчает ей последние минуты. Пьющему актёру сообщает о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, вселяя в него надежду на исцеление. Девушке Насте, живущей «от себя», говорит, что раз она верит в роковую любовь, которая была якобы у неё в жизни, значит, такая красивая, как в книжках, любовь была. Лука убеждён, что не всегда душу правдой вылечишь, и я полностью согласен с этим героем.

Ещё один пример можно найти в рассказе А.И.Куприна «Святая ложь». Герой этого рассказа – Иван Иванович Семенюта, так называемый «маленький человек», постоянный неудачник в жизни, потерял место писца, которым так дорожил, из-за ложных обвинений в воровстве. Вот уже три года он ютится в полутёмном подвале, живёт впроголодь, перебиваясь случайными заработками. Но четыре дня в году: на Новый год, на пасху, на троицу и на 13 августа – он старается встряхнуться и сбросить с себя запущенный вид. В эти дни он навещает свою старушку мать, которая обитает во вдовьем доме. Он лжёт матери, рассказывая о своих успехах в жизни. Мать об этом знает, но делает вид, что верит ему, никогда даже не намекнёт об обмане. А Семенюта никогда не проговорится, что знает, что она знает о его бедственном положении. «Святая ложь – это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения». – пишет А.И.Куприн в конце рассказа.

Проблема спасительной лжи раскрывается и в пьесе Александра Вампилова «Старший сын». В ней мы знакомимся с семьёй отца-одиночки Сарафанова, который зарабатывает тем, что играет на похоронах, но от своих детей: дочери Нины, которая собирается замуж за курсанта лётного училища, и сына-десятиклассника Васи - это тщательно скрывает. А дети, в свою очередь, зная правду, не признаются в этом отцу, щадя его чувства.

Подведём итоги. Приведённые примеры доказывают, что иногда, в целях гуманности и человеколюбия, человек нуждается в спасительной неправде, не случайно существует выражение «святая ложь». Мы должны сочувствовать людям и проявлять к ним сострадание. Не всегда правда помогает справиться с горем, облегчает душу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.