Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Рецензия на повесть «Бедная Лиза» пример (Карамзин Н. М.)

Основная идея написанной в 1792 году русским писателем Николаем Михайловичем Карамзиным повести «Бедная Лиза» — роковой любви простой девушки к дворянину — была далеко не нова — она встречалась у более ранних французских и английских представителей сентиментализма. В любом случае, после прочтения данной повести, ставшей ярким примером русской литературы конца 18 века, её точно запомнит каждый…

Наверное, бессмертным произведением «Бедную Лизу» сделало именно мастерское владение автора языком. Карамзин, по мнению Белинского, «убивший мертвый язык книги», действительно избегает сложных «неразговорных» слов в своём произведении, что придает ему несвойственную времени создания легкость и красочность повествования.

Автор не стремится придать своей работе пафос, свойственный минувшей эпохе классицизма, — он бы отвлекал читателя от главного — кристально чистого, трогательного описания мыслей, нравов и чувств персонажей. В какой-то мере эти описания нам, людям 21-го века, кажутся какими-то наивными, несовместимыми с реальной жизнью, но именно они придают повести некую изюминку, делают её особенной, не похожей на другие. Автор не покидает нас во время всего повествования —он то и дело вставляет в текст своё отношение к происходящему, что создает ощущение, что Карамзин — наш давно знакомый красноречивый друг, который, выбрав подходящий момент, решил рассказать нам какую-то красивую историю, ставшей старой легендой богом забытого местечка. Это придает особенную атмосферу и легкость быстрому чтению, а последнее, как мы знаем, является неким залогом успеха любого литературного произведения. И, напоследок, главное — Карамзину удалось так выстроить сюжетную линию повествования, что напряжение, а с ним и интерес читателя, возрастает с каждой прочитанной страницей, достигает своего предела на трагическом конце жизни Лизы, после которого наступает некий контраст — спокойное, в какой-то мере суровое, завершающее повествование обобщение происходящего автором, который как бы понимает фатальный трагизм случившегося, но в то же время до последнего не перестает сочувствовать своим героям.

Невозможно не отметить характеры главных героев произведения — Лизы и Эраста. Лиза — положительная во всех аспектах характера необычайно красивая девушка семнадцати лет. Она была добра, отзывчива, честна, скромна, была готова работать с утра до ночи, чтобы прокормить себя и собственную старушку-мать. Одно было в ней худо — она была чрезмерно проста во всем и относилась к людям и их поступкам с наивностью и впечатлительностью ребенка. Этим и воспользовался ветреный юноша-дворянин Эраст, влюбив в себя доверчивую девушку. Эраст благороден, несомненно умен, имеет прекрасные манеры, но крайне безответственен и ветрен — даже жениться в итоге на старой женщине его заставляет огромный карточный долг. Узнав о предательстве Эраста, бедная Лиза восприняла это так тяжело, что покончила жизнь самоубийством, невзирая даже на то, что её любимая старушка-мать, о которой она так беспокоилась, осталась абсолютно одной и тут же умерла, узнав о её смерти. Чтобы восстановить справедливость в повествовании, Карамзин «наказывает» Эраста, в конце своей повести указав на то, что «Эраст был до конца жизни своей несчастлив… узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Проанализировав характеры и поступки Лизы и Эраста — простой девушки и дворянина — мы можем заметить то, что написать это произведение Карамзина в какой-то мере заставило тяжелое социальное положение в России, в которой всё ещё не отменили крепостное право. Сочувствуя простым людям России, Карамзин на примере бедной Лизы показывает, что их поступки и мысли могут быть далеко не хуже (а, как мы видим, даже лучше) мыслей и поступков дворян.

В какой-то мере образы Лизы и Эраста — скромной труженицы и безответственного богатого юноши — очень типичны для того времени. Мы можем вспомнить, что Карамзин всегда пытался писать для очень широкого круга читателей и для него было очень важно, чтобы в его произведении каждый мог найти не только окружающих, но и себя самого. Несомненно, это придавало ещё большую популярность его произведениям.

В завершении произведения мы можем заметить типичное для жанра сентиментализма обращение автора к теме смерти и «жизни после жизни»: «…глаза навек закрылись…», «…хижина опустела…», «…там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза…», «…до конца жизни своей был несчастлив…», «…я познакомился с ним за год до его смерти…», «…он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле…». В то же время автор придаёт смерти какой-то мистический величественный и даже утопический образ, намекая на то, что жизнь гораздо страшнее самой смерти и что единственный способ покончить со страданиями в жизни — это умереть: «теперь (т. е. , после смерти), может быть, они уже примирились! (внимание на восклицательный знак, поставленный Карамзиным)».

Увы, не могу не сказать то, что несмотря на все мастерство Карамзина, большинству читателей 21-го века «Бедная Лиза» будет не так как не интересна, как не понятна — уж слишком сильно изменился нрав людей за последние два века после написания этого произведения: нам трудно понять столь инфантильные действия и чувства Лизы, нравы и порядки той далекой эпохи. За это время эпоха сентиментализма сменилась эпохой жесткого реализма, детективов и фантастики в литературе; изменилось само понятие любви… Но как бы то не было, «Бедную Лизу» читать будут еще очень долго, пусть уже не как бессмертное литературное произведение, а как бессмертный литературный памятник…

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.