Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ повести Владимира Ильича Амлинского «Жизнь Эрнста Шаталова» (Школьные сочинения)

Повесть написана в 1968 – 1969 годах, повествование идёт от первого лица. Рассказчик – литератор, журналист, получает приглашение от Эрнста Шаталова посетить его, так как он хочет сообщить писателю нечто важное. Эрнст Шаталов – инвалид, прикованный к постели, живёт в крепком довоенной постройки доме с матерью и братом. Брат - студент бывает дома с часу до пяти часов, потом приходит мать с работы. Много длительных отрезков времени Эрнсту приходится быть одному, он к этому привык. У него есть пульт с кнопками, который помогает ему открывать входную дверь, включать радиоприёмник и телевизор, а также есть сигнальная кнопка, которой он редко пользоваться, чтобы не утруждать других. Он понимает, что никто ему не поможет, кроме бога, а в бога он не верит.

Вот уже 10 лет он лежит в постели. Болезнь переехала его, как танк, втоптала в землю, в простыни, в кровать, в неподвижность.

Раньше Эрнст мог ходить, сидеть, бегать, прыгать, играть в футбол, только не ценил этого, ведь способность двигаться была так естественна, как способность дышать. Только когда человек заболевает астмой, тогда он начинает понимать божий дар дышать. С ностальгией вспоминает герой то чудесное время. Ему было 12 лет, когда кончилась война: «Как скудно было и как хорошо!» В школе давали бесплатные завтраки: два пирожка с картошкой и кисель. Тем, у кого отцы погибли, давали бесплатно пальто. В футбол играли вместо мяча консервной банкой или тряпичным мячиком. Мальчики учились отдельно от девочек. У Эрнста была редкая по тем временам семья – не разорванная ни войной, ни разладом.

Однажды мальчик играл в хоккей и получил случайный удар клюшкой в колено в жаркой борьбе за мяч. После длительного лечения весной стал играть в футбол и снова получил удар мячом по тому же колену. Теперь половина его жизни состояла в очередях к врачам. Профессор Антонина Юрьевна Лурье, крупный специалист по костному туберкулёзу поставила диагноз «коксит» и отправила на лечение в Евпаторию, где он и закончил школу. А спустя три года та же профессор поставила другой диагноз – «инфекционный полиартрит». Эрнст промолчал, сдержался, хотя в душе его кипело негодование из-за того, что из-за неправильного диагноза время было упущено. Главный консультант Крымского миноблздрава Стенин сказал юноше тогда: «Рад, что ты не устроил ей истерику». Он объяснил, что виновата во всём сама болезнь, похожая на тысячу других. Эрнст преодолел инстинктивное желание человека обвинять кого-то в своей беде.

Когда Эрнст перешёл в 10 класс, Стенин, ставший мальчику настоящим старшим товарищем, принёс ему подарок – набор сухих крымских вин. Впервые выпив немного вина, Эрнст прочитал стихи С.Есенина:

Любимая, ну что ж! Ну что ж!

Я видел их и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

Григорий Акимыч Стенин назвал его «дурачком» и объяснил, что «гробовая дрожь» - это «дрянь, это ничто, пустота, гнилая червивая пустота». Но мальчик возразил :»А разве жизнь не пустота?» Стенин начал убеждать Эрнста, что у него есть будущее, что ему нужно иметь ясный ум. Тогда герой иронично процитировал Маяковского: «И жизнь хороша, и жить хорошо, а в нашей буче, боевой и кипучей, и того лучше!» Но Стенин убеждает, что если бы люди хоть ненадолго, хоть на мгновение так не чувствовали, то жизнь потеряла бы смысл. Но Эрнст и так не видит в своей жизни смысл. Учителя часто говорят: не падайте духом, берите пример с Павки Корчагина, с Маресьева. Но они уже проявили себя, беда пришла к ним, когда они были в зрелом возрасте. У Павки была революция, бои, победы, у Маресьева – самолёты, молодость нормальная, здоровье, удача. А у Эрнста осталось одно-единственное воспоминание о том, как он плыл к флажку.

Стенин начал убеждать молодого друга в том, что пока у него есть голова и сердце, он обязан существовать не как обрубок, не как инвалид – раб своей немощи, а как личность.

Именно доктор Стенин посоветовал Шаталову заниматься делом, а инструментом выбрать перо, бумагу и книги. Смерть старшего товарища Эрнст воспринял как горькую и непоправимую утрату близкого человека. Он долго размышлял над судьбой доктора, над тем, можно ли считать его неудачником. С одной стороны, способный врач, с будущим, но попал под пресс времени: война, послевоенные годы, хотел заниматься наукой, но не сумел отказаться от административной работы. Позднее он понял, что «потом» не бывает. Но с другой стороны, неудачи делают человека мудрее и выше.

В 1952 году Эрнст закончил школу с серебряной медалью, уехал из Евпатории и поступил в университет на филфак.

В чём состоит главное мужество человека? В том, чтобы преодолеть мелкую трясину, выбраться из бытовых гнусностей, не поддаться соблазну мелочной расплаты. К такому выводу герой пришёл после противостояния со своими соседями по коммуналке, которые устроили ему самую настоящую войну. Время, потраченное впустую, - это для него низкое существование, мышиная возня, зло внутри, низкие, мелкие, никчёмные страсти. Провести время с пользой – это значит питать что-то важное, то, что двигает человека вперёд.

Но однажды наступил предел его душевных сил, он потерял надежду и стал всё чаще думать о самоубийстве. Мать, как тонкий психолог, почувствовала эти настроения сына, она не уговаривала Эрнста, а просто назвала его предателем. Несмотря на болезнь, Эрик был главой семьи, младший брат называл его «шефом», привык слушать его советы.

Пытаясь найти ответ на вопрос о смысле своего существования, молодой человек стал читать книги философов, например, Бенедикта Спинозу. Он понял, что «точка опоры» в нём самом, в его возможностях. И эта опора должна быть воплощена в ком-то конкретно, в большем, чем он сам и его страдание.

В 1958 году Эрик совсем перестал ходить. Ему было тогда 25 лет. Университет пришлось бросить, так как он не хотел утруждать педагогов, приходящих на дом. Он работал, писал рецензии, редактировал диссертации. Он боялся одного – не выдержать, начать мстить за свою беду, мучить других. Но этого с ним не произошло. Эрнст был убеждён, что из него получился бы педагог, так как педагогика, по его мнению, главная наука – она учит превращать человеческое существо в личность. Его поразила история 18-летнего убийцы, который отнял жизнь у человека из-за обыкновенной кроличьей шапки. У этого юнца было «полное непонимание убийства».

Эрнст Шаталов прожил всего 35 лет, но он пытался найти смысл своей жизни, не тратить время впустую, приносить пользу семье, людям, обществу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.