Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ времени в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Человек и его время… Как противостоять жестоким обстоятельствам, сохранить человечность, доброту? Эти вопросы особенно остро встают перед нами в переломную историческую эпоху, когда разрушается прежняя жизнь, устойчивый мир, дающий ощущение надёжности и уверенности в будущем, а новая жизнь ещё не построена, это время «разбрасывания камней».

В поэме С.А.Есенина «Анна Снегина» события происходят в трагический период нашей истории. В этот короткий промежуток между Февральской и Октябрьской революциями в русской деревне кипели страсти, шли бесконечные мужицкие войны из-за пахотных земель и угодий. Это период разделения, расслоения народа, время неясных надежд и мечтаний для одних, время кипения и бурления народных масс для других.

Лирический герой поэмы Сергей Есенин, персонаж автобиографический, но не полностью повторяющий автора, приезжает в родную деревню Радово на год, чтобы залечить душевные раны, нанесённые войной. Он с гордостью сообщает о себе, что стал «первый в стране дезертир». Война ему «всю душу изъела», он не хочет стрелять в «брата» и умирать за «чужие интересы». Сергей не понимает, почему ведут на убой «сермяжную рать», простых людей, крестьян, в то время как в тылу купцы и знать богатеют, наживаются на чужом горе.

С иронией говорит герой о «калифствующем» над Россией Керенском, призывающем к «войне до победного конца». Свобода, которую провозгласили в феврале, взметнулась «неистово» в каком-то «розово-смрадном дыме», но ничего не дала народу.

Образ революционной эпохи создаётся с помощью многоголосия. Автор предоставляет слово разным героям, отражает различные точки зрения. А начинается поэма с монолога возницы, который согласился подвезти героя до Радово. Сам возница тоже радовец и всю дорогу рассказывает своему седоку о тех событиях, которые происходят в округе. Богатое село Радово состоит из 200 дворов. Извозчик гордится красотой родных мест, богатыми угодьями: лесами, водами, пастбищами, полями. Дома жителей крыты железом, у каждого сад, гумно, крашеные ставни, у всех по праздникам есть мясо и квас. Всё говорит о достатке, довольстве радовцев. Они законопослушны, платят вовремя оброки, смиренно и с покорностью относятся к властям. Когда старшина прибавляет к оброку «по мере муки и пшена», они не ропщут, выполняют указание, стремясь избежать ещё большей напасти.

Но не так счастливо, как радовцы, живут мужики соседней деревни с говорящим названием Криуши. Бедность, нищета криушан подчёркивается одной деталью: вся деревня пашет одной сохой «на паре заезженных кляч». Однажды радовцы застали криушан за воровством их леса, обе стороны схватились за топоры. Эти мужицкие войны – прообраз гражданской войны, разразившейся через год после описываемых событий. В день объявления германской войны произошло убийство старшины, десять человек в колодках отправили на каторгу в Сибирь. После этого удача покинула радовцев, «скатилась со счастья вожжа»; три года подряд у них то неурожаи, то пожары.

Образ радовского возницы дополняется сценой торга. Он требует за проезд баснословную цену, объясняя завышенный «тариф» «плохой рожью». Этому «отвратительному малому» 30 лет. Слово «туша» наиболее метко характеризует этого жадного, корыстолюбивого мужика.

Бессовестному, прижимистому вознице противопоставлен добрый, сердечный, скромный мельник, с радостью привечающий Сергея.

Во второй главе свою оценку происходящим событиям даёт старуха – мельничиха. Причиной сплошных мужицких войн она считает безвластие, то, что прогнали царя. С осуждением говорит она о том, что из острогов выпустили «злодеев лихих», таких как Прон Оглоблин, который средь бела дня при всём народе убил старшину. Пожилая женщина даёт Прону меткую характеристику, называя его «булдыжником, драчуном, грубияном». «Он вечно на всех озлоблен, // С утра по неделям пьян», - довершает мельничиха своё суждение о Проне. С горечью она отмечает : «Пропала Расея».

Важное значение для характеристики чаяний крестьян имеет эпизод встречи лирического героя с криушанами. Очень яркая деталь – в деревне не слышно собачьего лая: и кормить нечем, да и стеречь нечего. Всё это говорит о бедности, нагольной нищете. Мужиков волнует один вопрос: отойдут ли им без выкупа пашни господ. Если не разрешают брать землю в пользование, за что умирают их близкие на фронте. Бедняки уважают Сергея, несмотря на то, что воспитывал его «кулак». Уважают за скромность, простоту, за бескорыстное, честное, искреннее отношение к простому народу, за душевность и сочувствие. «Кто такое Ленин?» - спрашивают они своего земляка, ставшего известным поэтом. И Сергей отвечает тихо: «Он – вы». Смысл этого ответа, как мне кажется, в том, что Ленин отвечает чаяниям и надеждам простого народа, он за бедняков.

Мы говорили о крестьянах, мечтающих «о мужицком рае на земле», о счастливой, безбедной жизни, о своей земле – кормилице. Но образ революционной эпохи раскрывается и через образ помещицы Анны Снегиной. Когда-то шестнадцатилетние Сергей и Анна любили по вечерам сидеть на скамеечке у калитки. Они мечтали о славе, о счастье. Когда-то «девушка в белой накидке сказала ему ласково: «Нет!». Пути героев разошлись. Они встретились спустя много лет, вспомнили о своей юношеской любви.

Однажды Прон Оглоблин призвал Сергея идти с ним к помещицам Снегиным и требовать у них отдать земли без выкупа. Но они пришли не вовремя. Анна только что получила сообщение о гибели своего мужа на фронте. Убитая горем женщина жестоко и несправедливо обвиняет героя в трусости и подлости.

Но вот произошла Октябрьская революция, Прон на седьмом небе от счастья, а его болтливый и ничтожный брат Лабутя, хвальбишка и трус, первым идёт описывать дом с мезонином. Лишившихся в результате революции своего дома женщин приютил у себя добрый мельник.

Прошло 6 лет. Лирический герой получает письмо от мельника и узнаёт о печальной судьбе Прона Оглоблина. Его расстреляли деникинцы, а Лабутя спрятался от страха в соломе.

Герой снова приезжает в деревню в 1923 году. Он вспоминает суровые, грозные годы. Теперь наступило время «собирания камней», народ успокоился, «буря пришла в угомон».

Мельник передаёт Сергею письмо с лондонской печатью от Анны. Время жестоко поступило с ней. У неё отняли поместье, её лишили дома, она вынуждена была покинуть Родину. Теперь она часто ходит на пристань, смотрит на корабли с красным советским флагом, вспоминает родной край. Но в душе её нет озлобления, она смиренно принимает судьбу и вспоминает с теплотой первую любовь, свою весну и родину.

Мы видим, что «времена не выбирают», каждому достаётся своя эпоха. Важно с достоинством пройти жизненные испытания, сохранить свою душу, человечность, доброту.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.